Термопластики заменят стеклопластики

Международное сообщество пришло к выводу о влиянии выбросов стирена на здоровье человека, в результате чего начались разработки новых технологий изготовления надувных RIB лодок. Для Европейского Сообщества это выразилось в серии грантов на разработку альтернативных технологий, в том числе — по созданию упрочненных термопластиков. Даже если не при-нимать во внимание вопросы охраны здоровья и безопасность людей, то предварительные исследования частных научных лабораторий показали, что упрочненные волокном термопластики обладают определенными преимуществами над привычными, упрочненными стеклопластиком, (GRP) пластиками. Начались работы по разработке новых технологий изготовления надувных лодок.

По мнению Ника Уитерби, будущее строительства прогулочных судов основывается на использовании термопластичных материалов. Уитерби — главный технолог английской компании «EuroTech Ltd.», занимающейся исследованиями и разработкой композитов. Эта компания входит в группу исследовательских и общественных организаций, создавших первую в мире лодку с корпусом из упрочненного термопластика.
Другие члены консорциума: работающая в Англии верфь «Halmatic Ltd.», изготавливающая корпуса и цельные лодки, внесенные в реестр Ллойда, поставщик термопластиковых композитных материалов компания «Vetrotex International S.A.», входящая в межнациональную компанию «Compagnie de Saint-Gobain» со штаб-квартирой в Париже и университет Аахена из Германии. В результате исследований уже создан штурмовой катер и надувная RIB лодка с жестким днищем для Министерства обороны Великобритании.

Преимущества термопластиков.
Во время написания научной диссертации, Филип Папин в университете Пуатье работал с материалом «Twintex», созданным компанией «Vetrotex». За эту работу Папин был удостоен стипендии Марии Кюри, что позволило ему продолжить исследования по применению этого материала для ком-пании «Halmatic».
Производственный процесс протекает быстро, материал пригоден для создания судов самых различных форм, он прочен и легко ремонтируется — так утверждает Папин. Обрезки легко перерабатываются и, что еще более важно —нет никаких вредных для здоровья выделений.
Папин установил, что прочность на истирание и на ударную нагрузку упрочненных термопластиков существенно выше, чем у материалов типа GRP. Удар молота, разрушающий упрочненный стеклопластик GRP, не оказывает абсолютно никакого воздействия на термопластиковое изделие, а просто отскакивает от него. Изделие легче из-за меньшей плотности упрочненных термопластиков, по сравнению с упрочненными стеклопластиками GRP.
Упрочненные термопластики негигроскопичны и устойчивы к набуханию. Во время испытаний упрочненные термопластики выдерживали прямой удар после 72 часов пребывания в кипящей воде, тогда как GRP-материалы впитывают воду.
Далее Папин сообщает, что изделия из упрочненных термопластиков исключительно огнеупорны и, что особенно важно — они весьма дешевы в производстве.
Процесс производства не предполагает использование никаких видов резины, катализаторов или стабилизаторов, что исключает опасность возникновения вредных для здоровья органических соединений (VOC) и в значительной мереуменьшает пожароопасность процесса изготовления надувной лодки.
Папин подчеркивает природоохранные достоинства новых материалов, которые возрастают к концу службы лодки, потому что, вместо проблем с измельчением и захоронением прочих пластиков, эти термопластики можно успешно перерабатывать.
Консорциум владеет несколькими связанными патентами. Благодаря структуре консорциума, все научные разработки могут быстро внедряться в производство.

Отделка — ключ к успеху.
На сегодняшний день косметическая отделка надувных RIB лодок достигается склеиванием упрочненных термопластиков полиэстеровыми, уретановыми и эпоксидными клеями, но это означает, что в производстве присутствует стирен, хотя и в небольших количествах.
Уитерби полагает любое присутствие стирена нежелательным и поэтому компания «EuroTech» в настоящее время ведет исследования по созданию новых клеевых составов, совершенно не содержащих стирена.
Кит Юнгер, директор по маркетингу канадской компании «Bombardier Recreational Products», уверен, что качество отделки термопластиковых спортивных лодок «Sea-Doo» не удовлетворяет чаяниям потребителей.
Линия судов «Logic», выпускаемых верфью «Genmar», изготавливается из термопластиков и имеет отличный профиль, но качество обработки клееных швов оставляет желать лучшего, по сравнению со стеклопластиковыми образцами.
Юнгер, кроме всего прочего, сомневается в рекламируемой легкости ремонта термопластиковых судов, сравнительно со стеклопластиковыми аналогами, в «полевых» условиях. Определенно, что потребуется организация курсов обучения ремонту лодок прямо на верфи, если термопластики пойдут в серию, однако и здесь Юнгер сомневается, что даже с самыми хорошими навыками ремонт термопластиков будет возможен без специального оборудования и специальных материалов.
Рок Ламберт, вице-президент и генеральный управляющий отделения спортивных лодок «Sea-Doo», обращает внимание на то, что одни только формы для отливки термопластиковых изделий стоят огромных денег. Стоимость нескольких таких форм может подорвать существование на рынке любой компании.

Небольшим компаниям здесь делать нечего.
Небольшие компании, изготавливающие лодки на открытых стапелях, могут не собрать достаточный начальный капитал на оборудование для термической и вакуумной обработки. С другой стороны, похоже, что введение в Европе запрета на выбросы стирена в атмосферу могут вообще прикрыть все альтернативные технологии, и, возможно, стеклопластиковые технологии, в том числе.
Согласно новым или пересмотренным нормативам Европейского сообщества, разрешенный уровень выбросов стиренов не должен превышать (20-25)*10-5, что трудно достижимо при сохранении традиционных технологий изготовления пластиковых корпусов лодок.
Брэди обращает внимание на то, что с чисто природоохранной точки зрения, упрочненные термопластики превосходят подобные, включающие обработку резины методы (например, используемый «Genmar» метод VEC), прежде всего потому, что упрочненные термопластики перерабатываются и, при этом, совершенно отсутствуют выбросы стиренов.


Перевод статьи Мариана Мартина сделан Павлом Дмитриевым

Рыбалка в Украине
Добавить комментарий