С «Гармином» -по следу снежного барса

GPS навигаторВ сердце малообитаемой Центральной Азии, где среди заснеженных вершин и заледенелой тундры нет ни дорог, ни телефонных будок, только навигатор помогает ученым бороться за выживание драгоценного украшения природы — снежного барса. Исследователь природы, американский биолог Том Маккарти со своими коллегами широко использовал возможности навигатора Garmin для отслеживания перемещений снежного барса в горах Монголии. История, рассказанная Томом, является гордостью Garmin.

Постоянное разрушение суровой сферы обитания снежного барса, а также многочисленные браконьеры, заставили это благородное животное уйти из ранее освоенных мест. Можно сказать, что трубы заводов поднимаются выше гор, а вся планета покрыта дымом доменных печей. Это значит, что у снежного барса становится меньше привычной пищи. Животное охраняется государством, а торговля его шкурами повсеместно запрещена. Однако, очень трудно найти в горах представителя закона. И дело не только в слабости власти, но и в трудности осуществления наблюдения в горах.
В течении ряда лет Том Маккарти со своими коллегами использует навигатор Garmin для регулярных наблюдений за перемещением снежного барса и установления ареала его обитания и установления границ вмешательства человека. Именно Garmin помог группе исследователей установить точные координаты на местности для записи всех перемещений снежного барса и для учета его взаимодействий с другими животными.
В октябре 1993 года отряд Тома впервые установил радиопередатчик и подключенный к нему Garmin на молодой самке снежного барса. Он следил за ней в течении месяца. «Благодаря системе GPS, мы ежедневно совершенно точно фиксировали все ее перемещения» — говорит Маккарти, — «и впервые смогли определить ареал снежного барса». «Навигатор Garmin сыграл огромную роль в успехе экспедиции. С его помощью были составлены исключительно подробные карты ареалов, причем с точной привязкой по долготе и широте».
На исходе лета группа Маккарти, полагаясь на навигатор Garmin, углубилась в отдаленные гористые районы западной Монголии, где и смогла изловить крупного самца снежного барса. «Мы назвали его Синхор, что по-монгольски означает «синий», по цвету установленного на нем прибора, — рассказывает Маккарти. — «Он привел нас к трем другим снежным барсам, которые также «получили» свои навигаторы с радиопередатчиками».
Кроме того, группа ученых, благодаря навигатору смогла уточнить карты местности в местах, где проводились исследования, что стало полезным для других ученых и путешественников в западной части Монголии.
«Без точных данных о долготе и широте, нанесенных на карту, мы утратили бы большую часть информации, которую с таким трудом собрали во время вылазок в дебри природы», — продолжает Маккарти. — «В районах, плохо обеспеченных географическими картами, система GPS — единственный источник информации», — заключает Маккарти. — «Дело не только в том, что прибор отличный, но он работал даже там, где я не ожидал успеха — и в глубоких каньонах, и на склонах гор».
Вот как характеризует Маккарти точность и эффективность прибора GPS: «Когда мы прошли изрядный отрезок пути по степи к горам, где хотели вести исследования, мы встретили местного жителя на верблюде, который указал нам направление таким образом: «Держитесь этого направления, пока не найдете мертвого верблюда, а затем поверните к северу». Никакого верблюда мы не нашли, и я просто не знаю, что бы мы делалибез навигатора, предоставленного Garmin. «И это не единственный случай», — добавляет Маккарти. — «День за днем мы двигались по курсу, полагаясь на показания на экране Garmin, и успех нашей работы стал возможен только благодаря навигатору Garmin».
Являясь крупнейшим хищником в регионе Центральной Азии, снежный барс является важнейшим индикатором состояния экосистемы региона в целом. Группа исследователей сейчас готовится к новой экспедиции в сердце Монголии для проведения научных работ в течении 3 лет. Часть работы будет состоять в приобщении монгольских ученых к технологиям, о которых те пока и не слышали.

Перед использованием навигатор необходимо хорошенько… прожарить!

Случилось так, что Джим Ванденберг и его жена Сью на своем катере попали в «хороший» шторм . Для сохранности во время шторма Джим положил свой навигатор в судовую духовку, чтобы прибор от толчков не бросало по каюте. Было это перед сном …
На следующее утро, когда шторм стих, на борту судна все пришло в норму. Сью собралась нажарить овсяных лепешек (для этого необходимо было прогреть духовку до 180 градусов и выпекать изделия в течении 8 минут до золотистого цвета). Джим же стал наводить порядок на судне, устраняя последствия шторма.
Духовка сделала свою работу прежде, чем Сью и Джим поняли, что заодно поджарили и свой навигатор Garmin. Новейший навигационный прибор семейства Ванденбергов попал в серьезную переделку. После того, как навигатор остыл, Джим решил попробовать, на что еще может быть годен его глобальный спутниковый приемник …
Он чуть не упал от изумления, когда навигатор не только включился, но и выполнил положенную самопроверку, получил данный от спутника и определил местоположение судна.
«После этого случая, — говорит Джим, — «куда бы мы не направлялись, наш навигатор Garmin является неотъемлемой частью нашего снаряжения. После жарки он стал еще лучше»!

Медведь по имени «Гармин»

Медведь-гризли по кличке «Гармин» — первый из компании десяти медведей, к которым были прикреплены ошейники с навигаторами GPS и радиопередатчиками. Работы по наблюдению за ними проводили экобиологи Дик Шидлер и Джон Хетчелл из Управления Рыболовства и туризма (США).
Эту кличку медведь-гризли получил не случайно — во-первых потому, что технология GPS изменила подход к методам контроля за дикой природой, в частности: во время широкомасштабного проекта «Медведи и нефть», а также потому, что специалист компании «Гармин» Майкл Дюпон участвовал в экспедиции по проверке научного оборудования для контроля за гризли.
Группа Дика Шидлера начала заниматься изучением влияния человеческой деятельности на жизнь гризли в 1991 году. Исследования его группы финансирует корпорация «British Petroleum — Alaska». Главная цель исследований — узнать, как меняется жизнь гризли в результате деятельности нефтедобытчиков в районе залива Прюдо, а также предотвратить отрицательное влияние таких работ в будущем. «Мы можем отслеживать все передвижения медведей по территории в несколько сотен километров и видим, как медведи приближаются к нефтеразработкам и что на них может повлиять»- говорит Шидлер. — В частности, мы смотрим за численностью медведей, их общим состоянием, а также за ареалом обитания по всей части Аляски».
Технология GPS дает возможность с высокой точностью наносить на карту все передвижения животных, в частности — медведя по кличке «Гармин», чтобы затем лично прийти в эту точку и осмотреть место пребывания медведя. Определение мест берлог помогает переместить геофизические исследования с их взрывными работами в другие места тундры и уменьшить тем самым ущерб, наносимый жизни медведей. «Когда медведь ложится в берлогу, — рассказывает Шидлер, — мы стараемся потихоньку к нему приблизиться, ориентируясь по радиосигналам, если это возможно».
Затем навигатор GPS отмечает место берлоги (лежки), поскольку в условиях тундры даже легкая метель может скрыть место берлоги за считанные часы. «Здесь навигатор GPS просто незаменим» — рассказывает Шидлер. — «Ранее мы использовали систему «Лоран», которая значительно менее точна, особенно в плохую погоду. Поэтому мы от нее отказались».
С гризли по кличке «Гармин» Шидрел провел большую часть прошлого лета в области радиусом 50 миль в районе залива Прюдо. «Когда мишка поднялся по весне, где-то в начале апреля, он отправился на поиски пропитания и симпатичной самочки», — комментирует Шидлер. В этот момент он один из первых получил «электронную начинку» от ученых — биологов. Теперь, благодаря имени медведя, исследователи могут идти по следу любого обитателя тундры, когда он вылезет из своей берлоги весной будущего года.

«Гармин» помогает посадить самолет

Эту историю рассказал владелец навигатора Garmin 95XL. Как и другие авторы писем, поступающих на сервер корпорации Garmin, он уверен, что его жизнь была спасена только благодаря навигатору, сделанному Garmin и технологии GPS — в частности. Кроме того, в этой истории есть немало поучительного для людей, попадающих в похожие ситуации.
Автор этого рассказа в апреле 1995 года вылетел на своем самолете в г. Беллингем в условияхлегкого обледенения. Самолет имел сертификат «для полетов при легком обледенении».
Первые проблемы у пилота стали появляться уже на половине пути, когда стал давать сбои алитиметр -высотометр. Перезагрузка, включение — выключение, лишь слег-ка взбодрили прибор, однако стрелка автопилота беспомощно замерла, что означало лишь одно — самолет не имел ориентации.
Беда не приходит одна: и другие навигационные приборы самолета стали шалить. Затем приборная панель моргнула пару раз и все электрические приборы самолета выключились, в наушниках послышался громкий треск, и вдруг наступила полная тишина…
Пилот самолета остался один на один с самолетом, поговорить было не с кем, помощи получить не от кого. На мгновение его охватила паника. В темных облаках невозможно было разглядеть даже показания магнитного компаса, хотя в просветах было видно, что его стрелка беспорядочно металась на 10-15 градусов вправо — влево.
Что же оставалось делать в такой ситуации? Автор истории вспомнил, что перед полетом он загрузил в память своего навигатора карту маршрута полета. Навигатор имел встроенный источник питания, и после включения и выбора конечной точки полета, показал направление и дистанцию до нужного аэродрома. Зная маршрут, пилот без проблем долетел до Биллингема.
Стоя на прочной земле, автор этой истории спросил сам у себя — «Что было бы, если бы у меня не было с собой персонального навигатора?». Ответ сразу был ясен: шансы довести самолет с неработающей штатной навигационной системой, были бы минимальными. Ветер поперек курса, горы внизу, густая облачность и сильные вихревые потоки — вероятность пройти вслепую сотни километров практически равна нулю.
 

Рыбалка в Украине
Добавить комментарий