«Путёвая» погода

ПогодаДаже на диких скалах юго-восточного Уэльса нет проблем с получением прогноза погоды. В любой газете имеется раздел со сводкой погоды для людей, предпочитающих традиционную форму подачи информации с такими весьма полезными для моряков сведениями, как время приливов и отливов. Местные радиостанции могут сообщить прогноз на областных водоемах.
Система «Ceefax» также специализируется на предоставлении прогнозов погоды на побережье для любителей отдыха под парусом на расстояниях не далее 2 морских миль от берега. «Metfax» может регулярно сбрасывать прогноз погоды на факс подписчика, а «Web» делает то же самое по компьютерным сетям. Однако как пользоваться всей этой роскошью водителям небольших надувных лодок? Не одолевает ли нас иногда чувство обделенности при звуках простого прогноза погоды?
Для многих водно-моторников очевидна необходимость тщательной проработки всех деталей плавания. В отношении же погоды никогда нельзя сказать ничего с полной определенностью. Опытность экипажа, тип судна, судовое оборудование, район плавания – всему этому должны соответствовать и погодные условия. Конечно, можно руководствоваться правилом перестраховки: «не уверен – не обгоняй», в смысле – не выходи в море. Как-то в одном руководстве мне довелось прочесть, что спортивные парусники могут ходить только при ветре более 4 баллов. Мне думается, что в таком случае моя посудина простояла бы у причала весь год в ожидании подходящей погоды. Я люблю спокойную погоду. Любой, кто осмеливается пойти наперекор прогнозу «свежего» ветра, должен быть готов к тому, что однажды его скорлупка попадет в настоящий шторм. Не поймите меня неправильно: я не призываю вообще бояться волны. Я прошу всего лишь минут десять внимания, ведь мне есть что сказать. За тридцать лет судовождения опыта я поднабрался, хотя не могу сказать, что знаю все.
Итак, каким образом можно плавать долго и безопасно? В наши дни модными стали слоганы, то есть краткие девизы. Есть и в нашем деле такое слово. Это слово «ПОДГОТОВКА». Никогда не следует выходить на воду «на минутку». Узнайте прогноз погоды, сравните сообщения гидрометеорологов с реальной ситуацией и разберитесь в причинах различий (тут-то и следует принять решение, выходить в море или нет). Ведите записи фактического и прогнозируемого состояния погоды. Это пригодится и сослужит хорошую службу. Разница скорости течения воды и скорости ветра в 7 узлов создает волну высотой более полуметра. Серьезные проблемы в управлением надувным судном могут возникнуть уже при волнении в 3 балла. «Белые барашки» обычно появляются на гребнях волн при 4 баллах, хотя могут возникнуть и при ветре лишь в 5 баллов. При 6 баллах следует ожидать больших волн с белой пеной и брызгами (в лесу это соответствовало бы раскачиванию больших ветвей деревьев). При, уже упомянутых, 7 баллах возникают легкие волны безо всякого нагона воды. Волны такого типа возникают очень быстро, и то, что называется шквалом, может развиться менее чем за час, причем волнение будет продолжаться и после того, как порыв шквалистого ветра прошел. Такие волны возникают обычнопод углом в 90О к направлению порождающего их ветра. Если ветер дует вдоль берега, то скорость его может снизиться от трения с поверхностью земли. Разница в скоростях порывов ветра вдоль берега и на удалении от него – приводит к развороту фронта волны почти против ветра, и он начинает срывать барашки с гребней волны. Ветер против направления движения волны в разрывах волн очень опасен. Сильный ветер против сильного течения (стремнины) тоже грозит большими проблемами. А если ветер следует за волнами и течением, ситуация считается благоприятной.
Ветер, дующий вдоль берега, зависит от состояния береговой линии. Он может быть попутным или встречным, в зависимости от направления движения судна. Если ветер дует в спину, тогда как берег находится по правому борту, сильное волнение можно ожидать на расстояниях в 2-3 мили от берега. По сравнению, с усредненными условиями, следует ожидать 25%-ного усиления влияния ветра. Если же, при попутном ветре, берег будет слева по курсу, следует ожидать уменьшения волнения. Ветер будет прорываться сквозь ущелья береговой линии (это увеличивает скорость ветра), задерживаться скалами (в их «тени» ветер обычно стихает) или даже менять направление, огибая скалы. Кроме того, в жаркий солнечный день, когда горячий воздух поднимается над берегом, возникают потоки воздуха, направленные в сторону берега (бриз) силой до 4 баллов. По ночам же возникают противоположные по направлению и силе движения воздушные потоки.
Ветер проявляется еще и по-другому. Он может останавливать и обращатьвспять приповерхностные потоки воды, как это бывает на мелководных отмелях.
Уровень воды в разрывах водяных валов понижается, это собирает мелкие волны в группы. Прибавим сюда порывы поперечного ветра в разрывах между водяными валами, и получим очень опасную ситуацию сочетания больших водяных валов с мелкой волной.
Легендарный «седьмой» вал – проявление следующего эффекта. Каждая нечетная волна несет с собой перемену направления движения ветра. Когда водяной вал достигает мелководья, он поднимается в высоту за счет сохраняющейся энергии движения воды: поскольку вода не может двигаться быстрее, то она выше поднимает волну. Все выше сказанное можно подытожить простой рекомендацией: внимательно изучите рельеф береговой линии вдоль предполагаемого направления плавания с тем, чтобы правильно выбрать место, где ветер всегда ослаблен и, где можно будет остановиться «на перекус». А если говорить серьезно, то следует заблаговременно позаботиться о выборе места, где можно будет укрыться от напора волн.

«Состояние погоды».
То, что мы обычно называем «погодой», чаще всего представляет собой характеристику трехмерного массива воздуха, перемещающегося над водными пространствами. Области высокого давления порождаются участками медленно движущегося воздуха, причем в центральной части области высокого давления в вертикальном направлении воздух поднимается достаточно быстро. Воздух циркулирует против часовой стрелке в области высокого давления (антициклон) и по часовой стрелке в области низкого давления (циклон). В южном полушарии направления вращения воздуха в атмосферных областях – противоположное. Зная причину вращения массы воздуха, можно узнать центр области этого атмосферного явления. Если ветер дует в спину, центр области пониженного давления располагается слева, тогда как в области высокого давления – справа (в южном полушарии — наоборот). Направление движения ветра по часовой стрелке называется «поступательным» ветром, а движение воздуха в обратном направлении — «возвратным» ветром.
При повышении атмосферного давления обычно возникают облака и дождь. Снижающееся давление разгоняет облака, но в общем, «снижение» и «рост» атмосферного давления протекают очень медленно: по несколько единиц в день. Медленно движущиеся области высокого давления, чаще всего, означают постоянство погоды. Погода в областях циклона менее устойчива и склонна менять направление и форму осадков.
Во время вращательного движения воздух расслаивается. Теплый воздух, к примеру, движется над слоем холодного воздуха, создавая «атмосферный фронт». Преимущественное направление движения ветра дает всему фронту свое имя. Так, движение теплого воздуха называется теплым фронтом (изображается на картах погоды плавными полукруглыми линиями), а движение холодного воздуха под слоем теплого воздуха – это «холодный фронт» (на карте погоды показываются острыми стрелками).
Непостоянство погоды означает, что не бывает двух похожих друг на друга дней. Давайте посмотрим, что случится с давлением, ветром, осадками и прозрачностью атмосферы во время подхода,прохода и удаления атмосферного фронта. Сначала рассмотрим теплый фронт. Давление барометра падает быстрее по мере приближения атмосферного фронта. При прохождении фронта, показания барометра останавливаются и замирают, однако могут продолжать снижаться и во время прохождения фронта, если в ядре циклона давление еще ниже. Ветер усиливается и постоянно меняется, пока его направление не совпадет с направлением движения атмосферного фронта. Усиливается или становится непрерывным и прекращается после прохождения фронта. В сильный дождь ухудшается видимость, а за фронтом нередки туманы.
В случае холодного фронта давление падает перед фронтом, а за линией фронта резко нарастает. Ветер меняет направление на противоположное и усиливается, а за фронтом усиливается в противоположном направлении. Около атмосферного фронта усиливается дождь, а за фронтом – слабнет или прекращается. Слабый моросящий дождь – признак проходящего холодного фронта. В сильный дождь следует ожидать снижение видимости, которая превосходна за линией фронта, где дождя нет.
Многие верят, что смена погоды связана с фазами луны. В общем, это не совсем так. Конечно, с положением луны связаны отливы и приливы, которые, в свою очередь, могут влиять и на погоду. Луна — это часть сложнейшего механизма изменения погоды, влияние которой трудно определить точно.
Следование этим простым советам сохранит Вашу жизнь и просто поможет при выходе на воду.

 

Павел Дмитриев. Перевод статьи Майка Рэндла о погоде — нашем вечном друге-недруге…

Рыбалка в Украине
Комментариев: 1
  1. Олег

    Хорошо.

Добавить комментарий