Катер Jetcraft

По правде сказать, в лодках я не больно «Копенгаген», хотя сгоряча отличу хорошее от плохого, а запалясь, могу и вовсе опрокинуть навзничь маломерную посудину любого ранжира, тем более, если она для рыбалки подходит плохо. Во всяком случае, недавними, доперестроечными годами практику моторизованного рыбака имел неплохую. Могу враз усоветовать, что, ежели надобно ставить сетки, то самая «колбаса» — старая добрая «Казанка» без булей. Ну а когда планируешь попутно девчоночье сердце услащивать, то раскошеливайся на «заморский» пластик с «Эвинрудом» — и знай себе вихляй пенным хвостом на 180 градусов на любых оборотах. Многим из нас по жизни приходилось облокачиваться на борта разных мастей и калибров, а порою и давать газ — выжимая из лодки то, что конструктору и не снилось.

В сегодняшних наших скромных закатах тихохонько пришвартовалась целая армия новых мелких изготовителей всевозможной маломерной продукции, но лишь о немногих занозится вспомнить. Так что расскажу лучше о продукции чужеземной — штатской, которая способна поразить любого нашего знатока-рыболова, да и не только рыболова. И добавлю, забыть которую вряд ли кому из видевших и опробовавших удастся.

Однажды, когда довелось подготавливать почву для начальственного десанта из Главрыбвода за рубеж, веселый ветер любопытства занес меня на юг штата Орегон, в городок Медфорд. По поводу местного рынка рыболовного снаряжения должно говорить часами, но сразу отмечу другое — тоскливо будет именитым европейским зазнавалам в здешнем лодочном пасьянсе: лодка для рыбалки и прогулок — один из культовых столпов быта, как кастрюля на кухне или писсуар в мужском туалете. Не то, чтобы я, аки метеорит, случайно свалился в этот виноградно-знойный Медфорд, окрестности коего славятся прекрасными сухими винами. Просто в данном захолустье обосновалась лодочная компания «Джеткрафт», на изделия которой на ежегодной бот-шоу в Сиэтле положил глаз один из лучших «моторников» нашего рыбвода (назовем его Н.П.). Госзаказ — визитеру почет и уважение, так что на выпускаемых компанией «джетах» дали мне поноситься всласть.

Скажу без подмалевки — впечатляло. Воскрешало впечатления молодости, когда за 5 секунд спускался со 100-метровой скалы Крестовая, что под Ялтой, способом «парашют». Но скоростью и перепрыжками через разномастные бревна русских не больно-то удивишь, а вот настоящая необычность начиналась с того, что надежно проваренному корпусу медфордских водометных катеров дается пожизненная гарантия. Настолько уверены здешние тузы в непогрешимости продукции! Честно скажу — американский менеджер намеренно впиливал меня в пороги, закладывал повороты на мелководье, где реку враз можно по щиколотку перейти, да создавал иные «чрезвычайки» на воде, дабы заморский гость не на словах, а на деле — в бою — убедился в истинности рекламных аляпок «Джеткрафта». Врать не стану: сработано добротно и при самом по-российски удалом характере водителя сей «мустанг» от лодочной гвардии непременно выдюжит любой экзерсис витиеватой рыбинспекторской долюшки. Завод небольшой,да и персонала не ахти — в цехах спокойно «горбатятся» всего 46 человек, но на потрясном рынке американских катеров фирма «Джеткрафт» хорошо известна уже больше десятка лет (хотя само имя значительно старее и было подобрано теперешними владельцами за сущий пустяк).

Так или иначе, но, как утверждает реклама, компания ‘Jetcraft of Oregon Inc.» существует 17 лет и за последнее пятилетие завоевала одну из ведущих позиций. Ее надежная ниша — небольшие (в основном — не больше 6 м) цельносварные (из легкого сплава) водометные быстроходные катера 17 базовых моделей. Упомянутые 46 умельцев в чистеньких комбинезонах за год без шума и нервотрепки делают 300-400 лодок. И никакой стройки не видно — расширять производство компания, судя по всему, не намерена: ставка сделана отнюдь не на количество! Сегодня, чтобы получить «джетовый» катер этой фирмы, нормальному рыболову придется отстоять в очереди два, а то и более месяцев. Так же не без успеха «Джеткрафт» ежегодно снабжает 30-40 посудинами полицию и береговую охрану как родной американщины, так и нескольких латинских государств — а это что-то да значит! Ибо не видать было бы премиальных какому-нибудь колумбийскому сержанту, преследуй он ребят от наркоце-ха на славном «Прогрессе» с «Вихрем»…

Примерно 15-20 катеров ежегодно заказывают здесь спортсмены, выступающие в «джет-спринте» — марафонах по горным рекам. Как мне удалось выяснить, голый корпус такой спортивной лодки, рассчитанной на скорость до 170-180 км/ч (это на чистой воде!) — стоитза 20 тыс.долл. Любопытно, что мотор для нее стоит дороже — под 35 тыс.долл. Правда, поставить такой мотор на лодку размером чуть больше «Прогресса» нам с вами вряд ли пришло бы в голову — мощность его 800 л.с.! Ну, а основную массу вывозимой на трейлерах продукции составляют «обыкновенные» — великолепные со всех точек зрения рыболовные и многоцелевые лодки, включая 19-24-футовые мореходные «Bluewater boats» с повышенным углом килеватости (20°). Сам убедился — алюминий проваривают здесь дотошно, да и проверке швов уделяют повышенное внимание. Толщина материала на днище, как правило, около 5 мм (чуть меньше), на бортах — около 3 мм. Когда я поинтересовался — проводятся ли тесты на прочность, подобные автомобильным таранам с разгону на стенку, здешний народ долго смеялся: говорят, с их лодками уже столько всего происходило, что специально бить корпуса не нужно! Львиная доля катеров оснащается бензиновыми двигателями — побыстрее такие катера разгоняются, легче мотор заводится при любых погодных условиях, проще в обслуживании.

Но желание заказчика — закон, могут поставить и любой дизель. Например, нашим рыбводовцам почему-то приглянулся шведский дизель «Вольво Пента». Это несколько заводчан удивило, но не привело в замешательство — за пару недель было подобрано и доставлено соответствующее всем инженерным задумкам оборудование, чтобы детище резвилось на воде с заказанной скоростью 90 км/ч — не больше и не меньше! Больше всего пользуются популярностью рекомендуемые самой компанией бензиновые «Шевроле». Цены их примерно такие: 300-сильного — 4500 долл., 410-сильного, гарантирующего 96 км/ч — 6000 долл. Изюминкой, давшей само название фирме, является движитель — водомет. Конечно, вам могут установить и угловую колонку или любой иной вид передачи на винт, но наиболее отработан и пользуется заслуженной славой фирменный вариант: установка с новозеландским водометом «Hamilton jet-212». Как написано в рекламном буклете, водомет этот рекомендован для лодок длиной до 6-8 м и весом до 2.5-3.0 т при установке двигателя, обеспечивающего удельную мощность менее 70 л.с./т (50 кВ/т). Электроника занимает сегодня все более важную часть нашей жизни. Не стала исключением и «Джеткрафт» — все катера фирмы напичканы (опять же в соответствии с потребой заказчика) жизненно необходимым электронным инструментарием: от простейших сигнальных огней и бортовых фар до навигационной аппаратуры, пригодной для выхода в океан, и рыбопоисковых эхолотов.

Ценовой разброс по основным моделям оборудованных лодок гуляет от 10 до 50 тыс.долл., но цена может быть даже и больше, ибо совершенно невозможно предугадать, какие дополнительные навороты затребует очередной покупатель. В связи с этим генеральный менеджер компании Вирджил Парке убежден, что и в ближайшем будущем цены на продукцию фирмы будут ползти вверх, но не за счет чисто лодочных «фиоритур», а благодаря росту количества позиций устанавливаемого оборудования и фантазиям слишком умных клиентов.
В США, как впрочем и в других странах, особое внимание уделяется сервисно-консультационной службе. У нас, к сожалению, большая редкость, если на другом конце провода ты сразу обнаружишь живое существо с пониманием нужного тебе вопроса. Обычно какая-нибудь милая девочка с точностью автомата воспроизведет полный набор технических характеристик, и без того известных из каталога, или, что еще чаще, отфутболит по другому адресу. «Джеткрафт» учел эту проблему. И в том числе поэтому имеет хороший имидж, а в итоге — довольно значительную очередь заказчиков. Это, конечно, вдобавок к главному.

Начиная от инженерной разработки и кончая завершающим швом, здесь всегда думают о стандарте самого высочайшего качества. Здешний девиз — мы не выкраиваем выгоды на мелочах! В регулярно проводящихся чемпионатах мира на водометных лодках фирма «Джеткрафт» представлена своей знаменитой спортивной моделью «Eagle» («Орел»). Катер не раз сокрушал скоростные рекорды в своей категории. Хотя мне самому «оседлать» «орла» не удалось, но стоял я около него очень долго: и внешние формы, и эргономичность всех без исключения компонентов впечатляли. Особенно врезался в память плоский бензобак, точно вписанный в объем задней трети катера. К сожалению, вышеупомянутая сделка у Главрыбвода не получилась (конечно же, никак не по вине «Джеткрафта»). Зато у меня появились прекрасные друзья и твердая уверенность, что если когда-нибудь я задумаю обзавестись джетовой «таратайкой», адрес искать не придется. Так что дело теперь за «немногим»…

По материалам журнала «Катера и Яхты» и сайта boating.ru

Рыбалка в Украине
Добавить комментарий