Рыбалка в Украине

Я тебя вижу, а ты меня?

Я тебя вижу, а ты меня?

радар и лодкаВидна ли Ваша лодка на экране радара? И что нужно сделать, чтобы ответ был "Да"...
Международный свод Правил предотвращения столкновений на море - один из старейших примеров международного сотрудничества по управлению мореплаванием. Эти Правила, с соответствующими изменениями и дополнениями, выдержали испытание временем и предписывают, порой в жёсткой форме, порядок использования опознавательных огней, которые должно нести каждое судно для предотвращения опасности столкновения. Столкновение с кораблём - серьёзнейшая угроза для пассажиров надувной лодки, поскольку столкновение между двумя лодками не так страшно.

Вероятность столкновения корабля и надувных лодок всё время возрастает, поскольку растёт интенсивность движения на воде. Наибольшей опасности подвергаются, как раз, не большие суда, а маленькие рыбачьи лодки. Причина этой странности в том, что маленькую лодку нельзя разглядеть на экране радара. Виноваты в этом физические принципы, на которых работает судовая электроника.
Чтобы понять истоки проблемы, давайте представим себе обстановку на мостике корабля. Штурман корабля не смотрит вдоль поверхности воды на горизонт - его взгляд направлен сверху вниз в пространство между другими судами, а, кроме того, на мостике полно экранов различных приборов, за которыми следует наблюдать. Прямо под передним стеклом мостика располагаются экран радара, построитель пути - картограф и другие информационные экраны. Движущиеся картинки на них значительно сильнее привлекают взгляд, чем безжизненная поверхность моря. В тумане или ночью вообще ничего не видно из-за свечения экранов, поэтому все и смотрят только на экраны, по сути дела игнорируя прямое требование Правил, о необходимости непрерывного визуального наблюдения за поверхностью моря. Поэтому слабые огоньки маленькой лодки увидеть невозможно.
С увеличением количества скоростных грузовых паромов риск столкновений, так же, возрастает. Идущее со скоростью до 20-30 узлов, грузовое судно сильно уменьшает время, имеющееся у экипажа лодки на принятие решения и уклонение от столкновения. В условиях видимости в 1-2 мили, у лодки есть менее 3-5 минут для оценки ситуации и принятия решения для уклонения от курса грузового судна, если, при этом, принятое решение оказалось верным.

Есть два основных выхода из ситуации: первый предполагает, что на надувной лодке должен быть установлен свой радар, заблаговременно показывающий опасность от приближения большого корабля, что позволит избежать столкновения без больших проблем. Другой - сделать свою маленькую лодку более видимой визуально или на экране радара корабля, чтобы его экипаж принял меры по избежанию столкновения.


Возможность иметь свой радар для обнаружения других кораблей и для принятия защитных действий - лучшее решение. Однако, естественно, что далеко не все владельцы маленьких лодок решатся на приобретение дорогостоящего радара, который требует места для установки, специального электропитания и т.п. Хотя на экране радара действительно можно увидеть все другие суда, такое решение нельзя признать идеальным.
Приемлемым решением для водномоторников, если нет возможности установить на лодке радар, является Детектор Радара. Они ещё не слишком совершенны, однако американская компания "Survival Safety Engineering" выпускает такие устройства, которые указывают направление, откуда пришёл луч корабельного радара, а также приближается или удаляется это другое судно. Хорошее решение, особенно при тумане на море.
Сделать надувную лодку более видимой можно и другими способами, причём это направление в обеспечении безопасности становитсявсё более интересным. На рынке, с каждым днем, появляется больше изделий, позволяющих сделать маленькую лодку значительно более видимой.
Вообще, имеются четыре различных принципа: 1) сделать навигационные огни ярче; 2) поставить отражатель сигналов радара; 3) включить маяк (SART); 4) увеличить размер изображения на экране радара (RTE). У каждого из этих способов есть преимущества и недостатки. Поэтому следует разобраться подробнее с каждым из них.
Более яркие навигационные огни действительно помогают, причём их можно дополнять сигнальными ракетами. Однако яркие огни эффективны преимущественно в ночное время, но от них мало проку днем и в тумане.
Судоводители склонны, всё больше и больше, полагаться на сигналы радара, как главного инструмента в предотвращении столкновений, однако надувные лодки представляют собой слишком маленький объект и сделаны из материалов, поглощающих сигналы радара. Их можно увидеть на радарном экране только на расстоянии в 2-3 мили, однако, основная проблема состоит в том, что сигнал от маленькой лодки может пропасть с экрана радара, если лодку будут закрывать волны. Сигналы радара могут отражаться волнами, причем такой сигнал значительно сильнее, чем от лодки. В итоге, надувную лодку в бурном море нельзя увидеть ни глазами, ни при помощи радара.
Традиционная пластина отражателя сигналов радара помогает кораблю лучше разглядеть лодку и, если она не очень красива, то достаточно полезна. Отражатель сигналов радара просто отражает часть лучей радара в обратную сторону, при этом на экране радара на месте лодочки появляется более крупное пятно. Возможности отражателя прямо зависят от его стоимости: традиционный восьмиугольный отражатель ценой 20 ф.ст. обеспечивает возможность обнаружения лодки с расстояния в 4 мили, а отражатель ценой100


ф.ст (параболический отражатель) эффективен на расстояниях в 6 миль и более.
Расстояние в 5 миль уже считается достаточным для принятия мер безопасности. На этом расстоянии может начаться работа судового автопилота ARPA, которому требуется примерно миля хода, чтобы захватить цель. После этого риск столкновения будет ничтожен. Эта система очень хороша для начального обнаружения, однако если сигналы от лодки в бурном море будут опять потеряны, автопилот может продолжить курс, как если бы препятствия не было.
Лучшие возможности предоставляют, так называемые, активные системы, передающие на корабль сигналы, которые обязательно будут обнаружены судовым радаром. Активные системы бывают двух типов: маяк (SART) и увеличитель изображения на экране радара (RTE). Разумеется, принцип работы этих систем различен, однако обе они достаточно эффективны, чтобы сделать малое судно видимым на экране радара большого судна.
К сожалению, маяки системы SART используются только в действительно аварийных ситуациях, при этом экран радара будет весь забит отлично различимыми сигналами. Разумеется, лодочкой, на которую идет скоростной паром, её не видящий, происходящее, может быть, воспринято как аварийная ситуация. И никто не осудит людей на лодке, которые воспользуются маяком SART, чтобы разбудить экипаж "летящего монстра". Проблема в том, что сигнал SART требует всеобщего внимания и на оживленных транспортных магистралях может привести к заторам и забить всё изображение на экране радара. Поэтому, сигналы маяка SART можно применять в строго оговоренных случаях и за ненадлежащее их использование будут наложены санкции. Так что, RIB-лодка может нести маяк SART для подачи аварийного сигнала, но не имеет права при его помощи идентифицировать себя перед приближающимся большим кораблём под угрозой санкций.
Итак, переходим к рассмотрению системы RTE, которая работает подобно маяку SART, однако она излучает сигнал, когда на него попадает луч радара. В отличие от кодированного сигнала SART, сигнал системы RTE отправляет радару - его же усиленный сигнал. Это не только увеличивает метку лодки на экране радара, но и увеличивает дальность обнаружения лодки, да ещё и помогает точнее обнаружить лодку. Совсем не обязательно, чтобы для маленькой лодки увеличилась дальность обнаружения, поскольку хороший радар и так обладает достаточной точностью обнаружения препятствий, однако сильный отражённый сигнал позволяет надёжнее обнаружить лодку в условиях бурного моря.
Производители отражателей вроде Tideland, Ellectronica и Srpe ориентируются на создание отражателей сигналов не столько от судовых радаров, сколько от маяков. В то же время отражатель "Phalconet", изготавливаемый компанией "Pharos Marine", пригоден и для других применений. В международных правилах нет никаких запретов относительно применения отражателей RTE на надувных лодках с жёстким днищем. Люди на лодке могут чувствовать себя значительно спокойнее, зная, что у них на борту имеется отражатель RTE, однако цена в 2000 ф.ст. отпугнёт кого угодно. Эта цена значительно больше, чем у дешевой радарной установки и, кроме того, радар более универсален по применению.
Отражатель RTE значительно более экономичен с точки зрения энергопотребления, расходуя около 0,1 А в ждущем режиме и в 2-3 раза больше во время работы. Проблема с отражателями типа RTE состоит в его совместимости - он работает только с радарами, излучающими только, в так называемом, X-диапазоне. Многие большие суда могут переключать режим работы своих радаров в S-диапазон или в X-диапазон в зависимости от погодных условий (дождь или снег). ИзлучениеX-диапазона


хуже распространяется в дождь и снег, а потому уменьшаются шансы обнаружения маленькой лодки.
Новейший отражатель типа RTE, недавно созданный компанией "McMurdo", имеет цену в 4 раза меньше, чем у конкурентов. В сочетании с ничтожно малым энергопотреблением, это может существенно расширить сбыт отражателей RTE и, если комплектующие подешевеют, цена может ещё более снизиться. "McMurdo" смогла назначить такую низкую цену благодаря массовому производству отражателей и использованию компонентов, общих с, также широко выпускаемыми, маяками SART.
Поскольку отражатель RTE по сути дела является радиопередатчиком, для его использования требуется наличие лицензии. Это может оттолкнуть потенциальных покупателей, особенно владельцев малых судов и лодок, однако, невысокая цена может компенсировать этот недостаток. На самом деле цена, при которой начнётся активное приобретение отражателей RTE, никому не известна. Возможно, что это будет что-то около 300 ф.ст. Соответственно, если многие яхтсмены и лодочники обзаведутся отражателями RTE, экраны радаров в присутствии большого количества малых судов будут просто забиты сигналами отражателей, что потребует регламентирования применения самих отражателей.

Нет оснований отчаиваться, просто следует побеспокоиться заранее о собственной безопасности. Более яркие огни и предупреждающие сигналы - это верное решение, а радар на борту - почти идеал. Верховные власти молчат о специфических проблемах надувных лодок, однако, радар на борту или просто отражатель типа RTE придадут вашему путешествию чувство безопасности даже в том случае, если люди на мостике скоростного парома вас не увидят. Известно, что даже корабли, напичканные самой современной электроникой, сталкиваются. Поэтому давайте надеяться на лучшее.

 



 
Cпутниковые навигаторы «Magellan» и «Garmin»
Эхолот – незаменимое и современное устройство на рыбалке
Нужны ли кабине пилота карты?
Эхолот - глубокий взгляд в пучину подводного мира
Переходите на "12-канальную", а об остальном - забудьте! GPS
Технический прогресс помогает поймать рыбу
Читайте показания своего эхолота, полученные через восьмидюймовую лунку
Что скрывается под именем "Northstar Technologies 962 Raster Charting System"?
"Глубиной и холодом" или Что может "Vexilar"?
"Veхilar"! - удар, подсечка... Есть!


Я тебя вижу, а ты меня? Рейтинг: 4.63 Отзывов: 0