Рыбалка в Украине

Риб “танго-420” от “мнев и к”. Надувная лодка

С родоначальницей этого семейства Ч мотолодкой Танго-360 Ч мы впервые познакомились еще летом, на соревнованиях по водно-моторному спорту на призы нашего журнала. Тогда молодой петербургский гонщик Андрей Овчинников буквально в одни ворота выиграл на ней заезды в классе 500 см3.
Напомним, что на возобновленных нами соревнованиях мы сделали основную ставку на надувные лодки. Подобное ограничение объяснялось, во-первых, стремлением как следует обкатать программу (участие в которой судов других типов будет, естественно, расширяться), а во-вторых, растущей популярностью надувнушек не только у нас в стране, но и за рубежом. Ну а в области производства таких надувных моторок, как РИБы (лодки с жестким днищем и надувными бортами), начинается самый настоящий бум. Именно к этой категории и относилась звезда наших гонок.
Сами мы в организационной суматохе даже прокатиться на ней не успели. И едва сообразили, что пора, наконец, испытать Танго-360 лично, как получили приглашение погонять на мерной миле ее младшую, хотя и более крупную сестру Ч Танго-420
О преимуществах РИБов на страницах журнала говорилось уже не раз, так что особо повторяться не будем. Скажем лишь, что будучи гибридом обычной жесткой лодки и надувнушки, суда этого типа унаследовали положительные стороны от обоих своих прародителей Ч пусть даже и с рядом незначительных компромиссов. Насколько конструкторам Танго удалось свести эти компромиссы к минимуму, нам и предстояло выяснить.
Надо сказать, что лодка является плодом сотрудничества сразу трех питерских компаний. Идея проекта принадлежит маркетинг-группе ГУП УАдмиралтейские верфиФ, а конструкторская проработка проведена совместными усилиями специалистов Адмиралтейских верфей (жесткое днище) и фирмы Мнев и К (надувные баллоны). Финансирование, координацию проекта, обеспечение испытаний и продвижение новой продукции на рынок осуществляет ЗАО Меркурий-НИИ ТМ
Устье Малой Невки у самого выхода в залив, где располагалась на сей раз наша испытательная база, встретило нас полуметровой волной и сильным порывистым ветром. Мы сразу приуныли Ч доверившись безоблачному небу и яркому солнцу, непромоканцев никто не захватил. Лодочка-то четырехметровая! Кроме того, несколько настораживала предложенная конструкторами лодки программа испытаний Ч нагрузочная таблица была расписана аж на шесть седоков. Представив себя вшестером на классической моторке подобных размерений в такую погоду, мы приуныли еще больше. Однако у создателей лодки, несмотря по отсутствие штормовой экипировки и собравшуюся на берегу толпу народа, привлеченного в качестве живого балласта, лица оптимизма не теряли Ч и не без оснований, в чем мы вскоре убедились сами.
Начали мы, по традиции, с внешнего осмотра новинки. Здесь сразу сделаем небольшое отступление Ч нашим постоянным читателям наверняка известно, что Адмиралтейские верфи работают исключительно с алюминием, и сварные лодки семейства Мастер знакомы уже многим.
Традиции свои заводские конструкторы нарушать не стали, и жесткое днище Танго-420 как и у ее предшественницы, сварено из АМг (большая редкость даже при нынешнем всемирном засилии РИБов, корпуса которых делаются, в основном,из пластика). Мы уже укоряли изготовителей лодок Мастер за некоторую неэстетичность сварных соединений (пусть даже прочных и надежных), и вот первый удачный компромисс Ч догадаться, что основа лодки алюминиевая, можно далеко не сразу. По крайней мере, на воде, когда металлическую сущность Танго можно распознать разве что со стороны транца Ч все остальное закрыто надувным подковообразным баллоном и фанерным пайолом с черным полимерным покрытием. Кстати, покрытие это показалось нам скользковатым, особенно при попадании на него песка. надувная лодка

Оборудование лодочки, рассчитанной на румпельный вариант управления, достаточно спартанское Ч тросовая обвязка поверх баллона (за которую можно держаться, влезая в лодку из воды), две мягкие резиновые направляющие, по которым перемещаются три банки из толстой лакированной фанеры, и весла. Понравилось, что уключины у весел шарнирные (а не те резиновые уши к которым мы привыкли на отечественных надувнушках), есть и упоры-защелки для крепления по-походному. Правда, на ходу от тряски весла иногда выскакивают из креплений Ч коротковаты резиновые рожки
Банки, как уже отмечалось, можно переставлять по длине и стыковать между собой в зависимости от числа пассажиров. В том, что они заметно пружинят под весом седока, есть и свои плюсы, и свои минусы. С одной стороны, они неплохо амортизируют тряску при движении на волне, с другой, если сдвинуть вместе две банки, получается нечто вроде щипцов. За что они щиплют Ч объяснять, наверное, не надо.
Весла играют здесь роль вспомогательного движителя и, несмотря на удобные уключины,все


же коротковаты. Да и упереться ногами при гребле абсолютно не во что. Однако с поднятым из воды мотором Вихрь-30 бензобаком и аккумулятором один гребец, который явно не перенапрягался на веслах, показал вполне приличный результат Ч 3.6 км/ч.
Испытания под мотором решено было начать с максимальной нагрузки в шесть человек. Еще раз помечтав о недоступных непромоканцах, мы заняли свои места. На Танго столь внушительная компания особого впечатления не произвела Ч в процессе погрузки ни разу не возникло какой-либо острой ситуации вроде резкого крена, что явно произошло бы на классической жесткой лодке. Мощные надувные борта надежно держали ситуацию под контролем. Ну а судя по едва увеличившейся осадке, можно было смело взять с собой еще как минимум двоих пассажиров Ч если бы оставалось свободное пространство.
Замеры скорости мы производили на более-менее спокойной воде, поднимаясь для этого выше по реке (для компенсации влияния на результаты ветра и течения каждый раз проводилось по два заезда в обе стороны), но при пересадках все равно приходилось преодолевать взволнованный участок у самого устья. Танго и тут показала себя молодцом Ч ни разу в кокпит не попало ни капли воды! Естественно, при встрече с особо крупной волной мы благоразумно снижали скорость. С полной нагрузкой против полуметровой волны можно было достаточно комфортно двигаться со скоростью около 15 км/ч, а вдвоем мы рискнули даже прохватить на глиссировании (20-25 км/ч). Забрыгивания не наблюдалось и в этом случае, хотя сидящего на передней банке пассажира изрядно протрясло. Хорошо хоть банка на мягких резиновых направляющих!

надувная лодка

При движении по волне Танго иногда зарыскивает, особенно с полным экипажем, а вот вдоль волны Ч даже короткой ветровой Ч летит, как по гладкой воде.
Даже на резких поворотах паники на борту не возникало Ч с неглубоким внутренним креном лодка уверенно вписывалась в заданную траекторию. Правда, с одним водителем и Вихрем-тридцаткой на полном газу при особо крутых виражах пару раз наблюдались небольшие проскальзывания Ч хотя тоже вполне прогнозируемые и безопасные. Надо сказать, что при небольшой нагрузке надувные борта в процессе глиссирования практически не участвуют Ч большей частью Танго идет на алюминиевом жестком днище.
Испытания проводились с двумя подвесными моторами Ч Вихрь-30 и Маринер-9.9 И тут нас ждал очередной сюрприз: хоть отечественный движок втрое превосходил своего заморского собрата по мощности, разница в скоростях оказалась не столь существенной. Более того Ч Танго с Маринером и штатным винтом (шаг 9 дюймов) сохраняла способность глиссировать с четырьмя человеками на борту!
В качестве комментария к цифрам, которые мы свели в отдельнй график, заметим, что оба мотора были абсолютно новыми, необкатанными, а дросселирующая ограничительная шайба не позволяла Вихрю развивать полные обороты. Подсоединить тахометр к Маринеру нам не удалось, а что же касается Вихря то частота вращения чуть более пяти тысяч, показанная на полном газу с одним водителем, говорит сама за себя. Для зажатого ограничителем двигателя это явный перекрут и аналогичного явления следует ждать со штатным винтом на обкатанном моторе,так


что при установке тяжелого скоростного винта с одним-двумя человеками на борту можно наверняка рассчитывать на скорости за 50 км/ч.
Возвращаясь к теме компромиссов, которые представляют собой РИБы вообще и Танго в частности, можно сказать, что создателям лодки вполне удалось соблюсти баланс положительных качеств: обладая грузоподъемностью, остойчивостью и безопасностью надувнушки, по мореходности, управляемости, скоростным качествам и, что очень немаловажно, прочности Танго не отстает от классических жестких лодок.
Правда, под конец испытаний у нас возник спор по поводу еще одного немаловажного компромисса. УЕсли это надувнушка, то почему ее нельзя разобрать и уложить в пакеты?Ф Ч поинтересовался один из наблюдателей. Лодка достаточно тяжелая, и, скажем, на крыше автомобиля ее не увезешь Ч нужен трейлер, даже если снять надувные борта, которые крепятся к днищу на соединении ликтрос-ликпаз В споре каждый остался при своем мнении, хотя наша точка зрения такова, что трейлер при таких размерениях понадобится и в том случае, если сделать разборным и днище, причем такой вариант явно проигрывал бы нынешнему в плане веса и прочностных характеристик. Кроме того, это был бы уже не РИБ.
По нашему мнению, Танго Ч что называется, лодка сезонной сборки. С наступлением зимы, сняв борта, нетрудно найти место для хранения плоского жесткого днища даже в обычном гараже Ч например, поставив его у стены или подвесив под потолком. Учитывая серьезные проблемы с зимней стоянкой, которые испытывают многие наши водномоторники, это тоже достаточно серьезный плюс.



 
Мотолодка "Крым-3"
Риб “танго-420” от “мнев и к”. Надувная лодка
Серебряная Акула и "большие ерши"
Selva
Лодка “Мустанг-540”
Каютный катер “Максим”
Катер Jetcraft
Катер АКВАЛАЙН 210
Рыболовно-прогулочный катер Stinger
Катера Silver


Риб “танго-420” от “мнев и к”. Надувная лодка Рейтинг: 4.61 Отзывов: 0