Катера ОБЬ

Моторная лодка «Обь-4» создана и изготавливается на заводе «Алмаз», входящем в состав Новосибирского авиационного промышленного объединения имени В.П.Чкалова. Эту лодку за ее большую грузоподъемность окрестили «Сибирским богатырем». Действительно, не всякая лодка данного класса при весе 0.6 т имеет грузоподъемность до 1.5 т и при этом обеспечивает крейсерскую скорость порядка 50 км/ч с мотором мощностью 100 л.с.

Создатели «Оби-4» во главе с автором проекта Н.П.Кошмелевым преследовали цель — создать надежную многоцелевую лодку, которая может использоваться как хозяйственно-промысловая, почтовая, прогулочно-туристская, патрульная или такси даже в суровых климатических условиях Сибири. Использован опыт, накопленный ОКБ завода за тридцатилетнюю деятельность по изготовлению мотолодок семейства «Обь» (см.»КиЯ» № 160), а также пожелания и отзывы их владельцев. Перед нами оригинальное конструкторское решение — лодку можно использовать под любым двигателем мощностью в диапазоне 90-130 л.с. Могут быть применены одиночные или спаренные ПМ, катерные стационарные двигатели с угловыми колонками, конвертированные автомобильные двигатели с прямыми валами или угловым редуктором. В конструкции предусмотрены выносной подмоторный транец, крепящийся к корпусу четырьмя кронштейнами, и съемная панель приборов управления. Такое решение позволяет учитывать любые рекомендации изготовителей лодочных моторов. В случае установки стационарных двигателей выносным транцем лодка не оснащается. По решению дирекции завода «Алмаз» лодка принята к изготовлению опытной партией в количестве десяти судов. Изготовление лодки производится только после предварительной оплаты ее стоимости заказчиком (88 000 руб.).

 

Обводы и конструкция лодки.

Удлиненный корпус (LB = 3.5) имеет остроскулые глиссирующие обводы с углом килеватости днища на миделе 12°. На кормовой части применены обводы катамаранного типа из двух спонсонов постоянного сечения, имеющих килеватость 5-7°. Горизонтальный клиренс между спонсонами — 0.82 м, вертикальный — 0.125 м. Такие обводы улучшают гидродинамическое качество на скорости глиссирования и обеспечивают повышенную прочность днища, повышают устойчивость на курсе. Разработчики окрестили обводы «Оби-4» «комби-универсал». По нашему мнению, это — меткое название. Обводы корпуса упрощены, имеют незначительную кривизну и легко разворачиваются на плоскость. Корпус «Оби-4» изготовлен из дюралюминия марки Д1Т; обшивка имеет толщину на днище — 2 мм, на бортах и надстройках — 1.5 мм. Клепаные швы, выполненные по технологии, разработанной заводом, обеспечивают прочность и герметичность конструкции на многие годы. Так, автор этих строк приобрел мотолодку «Обь-1» в 1971 г. и за время ежегодной эксплуатации (а это 18 сезонов с мотором «Вихрь-20» и 9 — с «Вихрем-253») ни один из швов не разошелся и не потек — лодка и сегодня находится в хорошем состоянии. Дополнительную прочность и жесткость корпусу «Оби-4» создают вертикальные стенки тоннеля между спонсонами днища, а также выгородки в грузовом кокпите, каюте и штурманской рубке, проходящие по всей длине и высоте бортов; пространство между ними, узкой палубой и наружной обшивкой заполнено жестким пенополиуретаном, который после затвердения также упрочняет корпус, являясь одновременно и блоком плавучести с хорошими звукопоглощающими свойствами. Таким образом, при создании «Оби-4» конструкторы и технологи завода использовали современные технические решения в областях судо- и самолетостроения. «Обь-4» представляется достаточно прочным и надежным судном. Корпус «Оби-4» является модулем, на базе которого разработаны две модификации мотолодки:грузо-пассажирская (основной вариант) и пассажирская, отличающаяся от первой только удлиненной каютой, закрывающей грузовой кокпит. Обе модификации мотолодок могут быть изготовлены как в обычном, так и в северном исполнении. «Обь-4» в северном исполнении имеет утепленную обогреваемую каюту. Обогрев предусмотрен от установки в штурманской рубке малогабаритного отопительного устройства от автомобиля «Запорожец».

 

 

Устройство и оборудование лодки.

«Обь-4» представляет собой быстроходную каютную мотолодку с носовым (передним) расположением грузового кокпи-та и находящейся в корме штурманской (ходовой) рубкой. Корпус обладает необходимой остойчивостью и хорошо приспособлен для приема пассажиров и грузов с носа лодки и через борт. В самом носу лодки расположен герметичный багажник объемом 0.5 м3 с доступом в него через форлюк. За ним находится открытый грузовой (или рабочий) кокпит с расположенными по бортам сиденьями (банками-рундуками). Здесь же, у каютной переборки, размещен и запас топлива в двустороннем 200-литровом баке оригинальной конструкции (его нижняя соединительная часть повторяет обводы днища). В непогоду кокпит закрывается легкосъемным тентом. Объем кокпита 2.3 м3. Грузовой кокпит соединен дверью с пассажирской 4-мест-ной каютой, оборудованной убирающимся столиком и двумя раздвижными койками. Каюта площадью 5.6 м2 проходная. Через дверь можно попасть в кормовой кокпит — штурманскую рубку. В рубке сразу за каютой и выше ее, по правому борту оборудовано место водителя, защищенное ветровым стеклом и двумя высокими бортовыми стенками. Лодка имеет бортовую электросеть, питаемую от аккумулятора и генератора лодочного мотора напряжением 12 V. Аккумулятор размещен в штурманской рубке — под полом места водителя в отдельной выгородке. Переборкой отделена от него отопительная установка.Там же предусмотрено место для переносного туалета. По желанию заказчика за отдельную плату лодка «Обь-4» дополнительно комплектуется отопительной системой, комплексом для приготовления пищи и переносным туалетом. Настил пола состоит из легкосъемных жестких и плотных реечных сланей, которые крепятся на винтах к поперечному набору корпуса. Лодка комплектуется двумя распашными веслами и двумя тентами для переднего и заднего кокпитов. Далее мы продолжим описание устройства пассажирской мотолодки «Обь-4», которая была заказана бизнесменом из Салехарда под лодочный мотор «Mercury» мощностью 100 л.с. и на которой автор участвовал в заводских испытаниях. Заказчик в договоре на поставку лодки указал высоту транца, расстояние от пульта управления до мотора, габариты панели приборов и диаметр штуртросов, что и было выполнено заводом. Лодка была заказана для дальних плаваний в северном исполнении и с окраской всей надстройки в ярко-желтый цвет, хорошо видимый издалека в условиях серого, однообразного ландшафта тундры. Знакомство с этой «Обью-4» началось с транца. Ступив с причала в задний кокпит, я осмотрелся. Первое, что привлекло внимание, — триплексное лобовое стекло от автомобиля «Волга» с дворником для очистки его от дождя и снега. Дело в том, что дождь со снегом — частое явление в низовьях Оби и ее притоках даже в летнее время, а в таких условиях применение на лодках ветрозащитных лобовых стекол из органических материалов неприемлемо. Второе: в подмоторной нише отверстия для проводки систем управления мотором выполнены в ее боковых стенках. Такое решение позволяет расположить штуртросы, топливные шланги и электрокабели непосредственно под полом рубки, что исключает их повреждение и случайное заклинивание; благодаря относительно высокому расположению упомянутых отверстий с резиновыми окантовками вода при быстром заднем ходе или от попутной волны через них в корпус лодки не попадает. Спустившись вниз и открыв дверь, попадаю в длинную каюту, которая состоит из двух помещений, разделенных переборкой: комфортабельной кают-компании и кубрика в обычном лодочном исполнении. Кают-компания, отделанная светлым деревом в сочетании с розовым винилисом, оборудована зеркалом на переборке рубки, двумя раскладывающимися диванами и убирающимся столиком между ними. Кубрик с двумя мягкими койками-рундуками по бортам имеет в носовой части двухстворчатые двери, раскрывающиеся на всю его ширину к бортам, что позволяет вносить громоздкие грузы и обеспечивает свободный вход и выход пассажиров. Для безопасности посадки и высадки пассажиров в носовой части лодки по бортам установлены два релинга. Снаружи кабины на узкой палубе («потопчине») размещены дюралевые непотопляемые весла-багры. Забегая вперед, отметим, что заказчик, получив эту лодку, выразил свое полное удовлетворение и поблагодарил коллектив завода за отлично сделанную продукцию.

 

 

Заводские испытания.

В конце мая 1998 г. на водной базе «Алмаза» на Оби были проведены заводские испытания мотолодки «Обь-4», построенной в пассажирском варианте и северном исполнении. Во время испытаний исследовались остойчивость, непотопляемость и ходовые качества «Оби-4» под ПМ общей мощностью 46 л.с. с загрузкой тремя и семнадцатью пассажирами; замерялась осадка лодки под полной нагрузкой. Провести длительные и всесторонние испытания «Оби-4» не удалось ввиду отсутствия ПМ рекомендуемой заводом мощности, а также тяжелого финансового положения завода. Испытания осуществлялись в соответствии с методикой испытаний по ГОСТ 19356-79, ГОСТ 19105-79. В непотопляемости и аварийной остойчивости «Оби-4» мы смогли убедиться лично — онаостается на плаву, поддерживая 12 человек, сидящих на крыше каюты и в залитом кокпите. Лодка не переворачивалась и от дополнительного воздействия массы 110 кг (два человека). Во время ходовых испытаний на мерном участке в 500 м засекалось время прохождения дистанции в оба конца при установке на транец двух 23-сильныхПМ «Нептун-23». Получены следующие результаты: — скорость хода с нагрузкой три человека — 28 км/ч (глисси-рующий режим); — скорость хода с нагрузкой 17 человек (1200 кг) — 13.5 км/ч (водоизмещающий режим). При полной загрузке 1200 кг осадка лодки составила 18 см. С помощью весел лодка отходит от берега с трудом. Чтобы воспользоваться ими, необходимо откинуть крышку багажного люка, опустить в люк ноги и, упираясь в переборку, начинать грести. По результатам испытания конструкция весел улучшается для повышения их эффективности. В основном веслами действовали, как баграми, выталкивая лодку на глубину. Лодка хорошо держится на курсе, маневренна, легко входит в поворот и имеет небольшой радиус циркуляции, равный длине судна.

 

 

Заключение.

В целом «Обь-4» произвела благоприятное впечатление. Лодка обеспечивает полную обитаемость шести человек в дальнем плавании, безопасно и удобна в эксплуатации, может успешно использоваться в неблагоприятных погодных условиях и в водоемах с бурным течением. Как показали самые первые испытания опытного образца под двумя ПМ «Вихрь-30» общей мощностью 60 л.с. и заводские испытания под «Нептунами-23», лодка может эксплуатироваться и под отечественными лодочными моторами. «Алмаз» продолжает работу над совершенствованием «Оби-4». Если финансовое положение завода позволит, в следующем году будут проведены всесторонние испытания лодки и рекламный пробег под мощным мотором «Ямаха».

 

По материалам журнала «Катера и Яхты» и сайта boating.ru

 

Рыбалка в Украине
Добавить комментарий