Рыбалка в Украине

Советы по выбору лодочных моторов

Отдых на воде, как и водный туризм, далеко не у всех ассоциируется с "шепотом ветра в снастях" и романтикой гребли на длинные дистанции. Пенный след за кормой и волны, быстро бегущие назад под ровный шум мотора - мечта большинства свежеиспеченных владельцев лодок и катеров. Для исполнения этой мечты на первый взгляд требуется не так уж и много - приобрести мотор по средствам и...вперед?! Не совсем так. Чтобы выбрать конкретную модель, потребуется уяснить несколько важных моментов.

Начать следует с изучения паспортных характеристик лодки ли катера.

Первый вопрос, на который следует ответить - допускает ли лодка или катер глиссирование?

Под глиссированием будем понимать режим движения на большой скорости, при котором вода смачивает лишь небольшую часть корпуса лодки. Вес лодки, груза и экипажа в таком случае в наибольшей степени компенсируется подъемной силой, создаваемой этой частью (подробнее см. обзор по лодкам и катерам, публикуемый в этом выпуске каталога). В водоизмещающем режиме значительная часть корпуса погружена в воду и общий вес скомпенсирован в основном силой Архимеда, знакомой по школьным учебникам.

Если режим глиссирования исключен, то при выборе можно ограничиться маломощными или средними двигателями (2-15 л.с. в зависимости от нагрузки). Дополнительные "лошади" не обеспечат существенного прироста скорости, а лишь вызовут чрезмерное волнообразование. Кроме того, в водоизмещающем режиме излишне мощный двигатель притопит корму лодки и даже при небольшом волнении опасность захлестывания резко возрастет.

Напротив, недостаток мощности двигателя для глиссирующей лодки не позволит ей развить максимальную скорость или даже вовсе выйти на глиссирование при большой нагрузке (условие для вывода на глиссирование: отношение мощности (в л.с.) к общему весу лодки (в кг) должно в общем случае превышать 1/25, для лодок, имеющих хорошо выраженный киль (килеватых) - 1/20, для лучших моделей лодок, оптимизированных для глиссирования - 1/35).

Однако необходимо соблюдать и меру - при избыточной мощности глиссирующая лодка может оказаться недостаточно остойчивой (резко возрастет риск опрокидывания, которое часто приводит к фатальным последствиям). Были выработаны специальные рекомендации (за рубежом они сведены в стандарт), ограничивающие мощность устанавливаемого двигателя в зависимости от произведения длины лодки (L) на максимальную ширину транца (B) (кормовой пластины, на которой крепится двигатель). Так, к примеру, ограничения для лодок с размерами LxB составляют: 3x1,18 м - 3 л.с., 4x1,4 м - 30 л.с. По этим же рекомендациям для лодки размерами 4,6x1,8 м можно получить сравнительно большие 85 л.с., но...

Есть еще один фактор, который к сожалению ограничивает состоятельных любителей скорости. Предельная мощность ограничивается и прочностными характеристиками корпуса, который может пострадать (и часто страдает!) от сильных и частых ударов о волны. Поэтому, определяя максимально допустимую мощность устанавливаемого двигателя, обязательно ознакомьтесь с ограничениями, указанными в паспорте лодки или катера.

Необходимо сделать небольшое отступление, по поводу отечественной и зарубежной маркировки моделей и определения их мощности.

Мощность на винте (на валу)? Отечественные лодочные моторы до последнего момента выпускались с указанием в паспорте (и марке модели) максимальной мощности НА ВАЛУ двигателя, а все зарубежные - непосредственно НА ВИНТЕ или ГРЕБНОМ ВАЛУ. С учетом потерь (в редукторе и т.п.) у отечественных моторов мощность на гребном валу (которая собственно и "толкает" лодку) может оказаться ниже, чем у "аналогичных" зарубежных моделей. Поэтому сравнивая моторы, следует всегда уточнять, о какой именно мощности идет речь.
 

С чем еще необходимо определиться?

Двухтактный или четырехтактный? Двухтактные двигатели более распространены и имеют большую удельную мощность (в расчете на кг веса). В большинстве случаев параметров их работы вполне достаточно для любых нужд. Однако там, где требуется повышенная экономичность и "чистота" эксплуатации, минимальные шум и вибрация, можно обратить внимание на четырехтактные модели. Больший вес в большинстве случаев окупается этими достоинствами, а меньший расход топлива при интенсивной эксплуатации за 2-3 года сведет на нет и разницу в цене.

Короткая или длинная "нога"? Несколько комичное название как нельзя лучше характеризует внешний вид этой части двигателя, объединяющей дейдвудную трубу (в которой находится вертикальный вал и каналы системы выхлопа), обтекатель редуктора и выступающий из него вал гребного винта. Основное назначение "ноги" - обеспечить оптимальное заглубление гребного винта и выходного отверстия выхлопа. Мелко сидящий и находящийся в гидродинамической "тени" кормы винт не сможет развить необходимой тяги и будет работать скорее в режиме сверхмощного миксера, чем движителя.Глубоко сидящий винт работает эффективнее, но в невыгодном положении оказывается система выхлопа (возросшее внешнее давление снижает мощность двигателя), возрастает и риск повреждения винта при проходе мелей. В связи с этим подходящий размер "ноги" однозначно зависит от высоты транца  

(кормовой пластины, на которой крепится двигатель) имеющихся лодки, катера или яхты. Для небольших низкобортных или надувных лодок или лодок, имеющих глубокий вырез в транце, вполне подойдут моторы с короткой или обычной "ногой" (обычно S в обозначении). Крупные лодки, малые катера и небольшие яхты потребуют "ногу" увеличенного размера (обычно L в обозначении), а крейсерские яхты, морские катера - иногда и сверхдлинного (с маркировкой X, Z). Перед посещением магазина обязательно ознакомьтесь с паспортными данными имеющейся лодки или катера и выпишите характерный размер транца, который можно будет сопоставить с данными двигателя.

Электронное или обычное зажигание? В отличие от применяемой ранее системы зажигания, в которой использовался контактный прерыватель, с недостаточно сильной искрой, бесконтактная электронная система зажигания вырабатывает сильную искру и обеспечивает более надежный запуск двигателя и устойчивую работу на малых оборотах. Оборванные пусковые тросы и испорченные прогулки - достаточные аргументы для выбора в пользу электроники.

Дистанционное управление, нужно ли оно? Для безопасности и удобства управления глиссирующими на больших скоростях лодками важны не только профессиональные навыки рулевого, но и доступное ему поле зрения. При традиционном кормовом расположении мотора на глиссирующей лодке (или водоизмещающей парусной яхте) со средними или большими габаритами целесообразно вынести управление вперед - к ветровому стеклу (или рубке яхты). Это не только увеличит обзор, но и существенно повысит комфортность переходов. Отличным дополнением к дистанционном управлению может стать электростартер, вполне оправдывающий затраченные на него средства.
 

Какое дополнительное оборудование заслуживает внимания?

В первую очередь следует позаботиться о специальной моторной тележке (если она не входит в стандартный комплект поставки). За исключением самых младших моделей, лодочные двигатели сравнительно тяжелы и по большей части не столько "переносные", сколько "перевозные". Тележка не только избавит вас от лишних мучений, но и возможно убережет двигатель от падений, которые случаются

даже при переноске на короткие расстояния.

Взвесьте


необходимость покупки дополнительных винтов. Стандартно установленный на моторе винт не всегда работает с максимальной отдачей, его форма и характерные размеры рассчитаны на определенные скорости движения под определенной нагрузкой. Поэтому рационально иметь комплект как минимум из трех винтов: универсального (среднего по всем параметрам, в т.ч. и по шагу), "скоростного" (с наибольшим шагом, под минимальную нагрузку) и "грузового" (с наименьшим шагом, под нагрузку, близкую к максимальной).

Заключительный совет тем, кто уже стал счастливым обладателем лодочного подвесного двигателя.

Прежде, чем насладиться скоростью и прокатиться "с ветерком", внимательно ознакомьтесь со сведениями о последовательности и продолжительности этапов обкатки. Постепенный и правильный ввод в эксплуатацию значительно продлит ресурс двигателя и поможет избежать серьезных поломок, связанных с излишней нагрузкой в первые недели и месяцы работы.

 


Обзор популярных отечественных моторов

 

Салют 2Э

 

Переносной мотор
СРЕДНЯЯ ЦЕНА ПО МОСКВЕ: $150
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: макс. мощность 2 л.с. (1,5 кВт) при 5000 об/мин. Диаметр винта х шаг: 140x118 мм, двухлопастной. Топливный бак 2 л, встроенный. Выхлоп над винтом в воду.
ДВИГАТЕЛЬ: 2-тактный. Количество цилиндров - 1. Рабочий объем 45 куб. см. Диаметр цилиндра 38 мм. Ход поршня 40 мм. Степень сжатия 7,8. Продувка петлевая. Карбюратор поплавковый. Зажигание электронное (бесконтактное). Охлаждение водяное. Передаточное отношение редуктора 12:22 (0,545).
УПРАВЛЕНИЕ: румпельное. Длина вала (ноги): короткая. Запуск ручной с автовозвратом. Подъем дейдвуда ручной.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ВЫСОТА ТРАНЦА: 380 мм.
ВЕС: 11,5 кг.
Популярный мотор, пользующийся хорошей репутацией не только среди владельцев малых лодок (эксплуатируемых в водоизмещающем режиме), но и в среде любителей байдарочных походов (против течения этот малыш способен утянуть две сильно нагруженных байдарки). Распространено его использование и в качестве резервного двигателя-дублера на случай отказа основного или при проходе по мелководью (даже при загрузке 240 кг "Салют" способен обеспечить скорость 8...10 км/час). При запуске и на ходу сравнительно надежен благодаря электронной системе зажигания, но шумность несколько выше обычной. Система подъема дейдвуда обеспечивает 4 фиксированных положения наклона для правильной установки на транце. Задний ход (как и у остальных маломощных двигателей) осуществляется поворотом на 360 градусов. Мотор может эксплуатироваться только в пресной воде.

 

Ветерок 8(8Р)/12(12Р)

 

Переносные моторы
СРЕДНЯЯ ЦЕНА ПО МОСКВЕ: $210($230)/$220($250)
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: макс. мощность 8 л.с. (5,9 кВт) / 12 л.с. (8,8 кВт) (на носке коленвала при 5000 об/мин). Генератор 12 В, 30 Вт. Диаметр винта х шаг: 190 x 202 мм (216 х 210 мм) / 210 х 225 мм (222 х 240 мм). Топливный бак 14 л. Выхлоп над винтом в воду.
ДВИГАТЕЛЬ: 2-тактный. Количество цилиндров - 2. Рабочий объем 173 / 249 куб. см. Диаметр цилиндра 50 / 60 мм. Ход поршня 44 / 44 мм. Степень сжатия 7 / 6. Продувка дефлекторная. Карбюратор - 1. Зажигание электронное (бесконтактное). Охлаждение водяное. Передаточное отношение редуктора 13:21 (13:25) / 13:21 (13:25). Передачи: передний ход - нейтраль (передний ход - нейтраль - задний ход у 8Р и 12Р).
УПРАВЛЕНИЕ: румпельное. Длина вала (ноги): короткая (8, 8Р и 12, 12Р) и длинная (8У, 8РУ и 12У, 12РУ). Запуск ручной с автовозвратом. Подъем дейдвуда ручной.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ВЫСОТА ТРАНЦА: 380 мм и 510 мм.
ВЕС: 24,5 кг (26 кг) / 25,5 кг (27 кг).
Компактные моторы, которые наиболее подходят для установки на малогабаритные суда, перевозимые на багажнике автомобиля, деревянные водоизмещающие лодки, надувные лодки. Бесконтактная электронная система зажигания МБЭ-3 обеспечивает сравнительно надежный запуск новых модификаций. Представленные моторы имеют и модификации с удлиненной подводной частью (в маркировке модели - "У"), которые имеют больший вес (на 0,5 кг) и могут устанавливаться на суда с высотой транца до 510 мм (в частности - небольшие яхты и т.п. в качестве вспомогательного привода). В морском исполнении "Ветерки" могут эксплуатироваться и в соленой воде.

 

Вихрь 30(30Э)

 

Переносные моторы
СРЕДНЯЯ ЦЕНА ПО МОСКВЕ: $400 ($440)
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: макс. мощность 30 л.с. (23 кВт) при 4500 об/мин. Генератор 12 В, 30 Вт. Диаметр винта х шаг: 240 x 300 мм. Топливный бак 22 л. Выхлоп над винтом в воду.
ДВИГАТЕЛЬ: 2-тактный. Количество цилиндров - 2. Рабочий объем 488 куб. см. Диаметр цилиндра 72 мм. Ход поршня 60 мм. Степень сжатия 7. Продувка возвратно-петлевая. Карбюратор - 1. Зажигание электронное (бесконтактное). Охлаждение водяное. Передаточное отношение редуктора 14:24 (0,58). Передачи: передний ход - нейтраль - задний ход.
УПРАВЛЕНИЕ: румпельное. Длина вала (ноги): короткая. Запуск ручной с автовозвратом и электростартер(стандартно


у 30Э). Подъем дейдвуда ручной.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ВЫСОТА ТРАНЦА: до 405 мм.
ВЕС: 45,5 кг (49 кг).
Один из самых распространенных в нашей стране подвесных моторов. Наиболее подходит для установки на глиссирующие лодки или катера среднего размера (к примеру - распространенные отечественные "дюральки") с экипажем 3...5 человек на борту. На нем установлена достаточно надежная бесконтактная электронная система зажигания МБ-22 и применена система настроенного выхлопа для уменьшения шума. Мотор оборудован и устройством для подзарядки аккумулятора в процессе работы. Неплохой вариант для тех, кому не хватает мощности "Нептуна" (или средств для покупки дорогих западных альтернатив).

 

Нептун 23(23Э)

 

Переносные моторы
СРЕДНЯЯ ЦЕНА ПО МОСКВЕ: $220 ($265)
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: макс. мощность 22 л.с. (16,2 кВт) при 5250-5750 об/мин. Генератор 12 В, 40 Вт. Диаметр винта х шаг: 230 x 280 мм. Топливный бак 20л. Выхлоп над винтом в воду.
ДВИГАТЕЛЬ: 2-тактный. Количество цилиндров - 2. Рабочий объем 346 куб. см. Диаметр цилиндра 61,75 мм. Ход поршня 58 мм. Степень сжатия 6,5. Продувка возвратно-петлевая. Карбюратор - 1. Зажигание бесконтактное электронное (23Э) и двухискровое магдино (23). Охлаждение водяное. Передаточное отношение редуктора 15:26 (0,577). Передачи: передний ход - нейтраль - задний ход.
УПРАВЛЕНИЕ: румпельное. Длина вала (ноги): короткая. Запуск ручной с автовозвратом. Подъем дейдвуда ручной.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ВЫСОТА ТРАНЦА: до 405 мм.
ВЕС: 44 кг.
По своим параметрам и надежности - "Нептун-23(23Э)" можно отнести к лучшим отечественным моторам. Наличие 6-точечной подвески на резиновых амортизаторах обеспечивает легкое управление мотором, отсутствие увода румпеля в сторону, малую вибрацию судна. Мотор оборудован узлами крепления дистанционного управления газом и поворотом судна. Кроме штатного гребного винта для расширения тяговых возможностей мотора рекомендуется приобрести два дополнительных (диаметр х шаг): 220 х 300 мм и 260 х 240 мм. Наиболее новая модификация мотора (23Э) оборудована сравнительно надежной бесконтактной электронной системой зажигания и более эффективным доработанным карбюратором. Учитывая тяговые возможности и большую надежность, высокую ремонтопригодность и доступность запчастей, мотор можно отнести к наиболее выгодным покупкам в своем классе (для установки на небольшие глиссирующие лодки с экипажем 3-4 человека или малые катера).



 
Тестируем Prijon Alien
Личные впечатления от катания на ТВТ
Ремонт надувной лодки
Тритоновский катамаран-двойка
Байдарка "щука"
"Скаут" - первые впечатления
Тестируем Rainbow Dna
Каноэ "ильмень" - впечатления....
Советы по доработке байдарки "Таймень"
Советы по выбору лодочных моторов


    Комментарии к статье


    Имя:   
    Email:

  • Аноним         31.05.2004 в 20:59

    Покажите, где можно купить «ветерок» за такую цену?

  • Marks         25.06.2005 в 13:31

    На мой взгляд, Ветерок — пособие начинающему механику по лодочным моторам. И цена не оправдывает вкладываемые в него средства ( после покупки. Лучше один раз заплатить аз стоящий двигун ( даже в 2 лошадки) и потом не иметь никаких проблем кроме текущего ТО, и то Это обслуживание по силам выполнить самому, благо специальных навыков не требуется и инструмента тоже. А масла те что есть в автомагазинах и стоят не дорого.

  • Олег         29.09.2006 в 12:28

    Подскажите, где в Киеве или на Украине можно приобрести лодочный мотор Салют?

  • Анатолий         29.09.2006 в 15:21

    Подскажите где можно купить лодочный мотор НептунМ за такую ценру

  • Максуд         21.07.2007 в 10:06

    Сайт официального поставщика подвесных лодочных моторов Sail в Украине. Двигатели Sail – новое имя, новая цена. Кроме информации о модельном ряде, полных технических характеристиках двигателей Sail на сайте также можно найти нормативную документацию по вопросам регистрации лодок и катеров в Украине ее стоимости, найти другую официальную информацию, необходимую всем, кто пользуется/владеет водным транспортом. Есть отдельный раздел, посвященный шлюзовке на каскаде Днепровских ГЭС. Работает интернет магазин, в котором можно купить двигатель Sail с доставкой по Украине. Также наша компания занимается поставкой запчастей для любых двигателей, квадроциклов, гидроциклов, скутеров и снегоходов. В разделе «продажа б/у моторов» можно дать объявление о продаже или найти нужный вам двигатель. Работает форум.

  • Максуд         21.08.2007 в 08:47

    Предлагаем комплекты дистанционного управления (ДУ) для лодочного мотора.

    В комплект ДУ входит: трос рулевой 12 или 13 фт + рулевой редуктор цена комплекта 700 грн. Также в наличии есть командер под тросы управления с2 (японские моторы) -700 грн. 044-5313885

  • дмитрий         05.05.2010 в 09:19

    куплю лодочный мотор салют 9600731522

  • юрий         17.09.2011 в 23:25

    продам лодочный мотор салют ес тл.0672981203

  • александр         29.02.2012 в 14:20

    Подскажите где можно купить лодочные моторы эти,Салют,Нептун,Вихрь.И какой хороший для начинающего и крепкий???!

  • андрей         15.10.2014 в 14:33

    подскажите где можно купить редуктор джонсон 50лс 2т б/у

Советы по выбору лодочных моторов Рейтинг: 4.81 Отзывов: 10