Рыбалка в Украине

Штерн-драйвы. Обзор кормовых приводов.

Штерн-драйвы. Обзор кормовых приводов.

Обзор кормовых приводовНу не любят моторостроители надувные лодки с жестким днищем (RIB-лодки)! Не могут они назвать моторами то, что мы с вами крепим на транцах наших легких и элегантных суденышек, даже если имя у них гордое вроде - "Томагавк" или "Звенящая Стрела". Однако, неуклонный рост благосостояния населения, в среднем, позволил поставить на поток более крупные RIB-лодки, которые, соответственно, потребовали более мощных моторов. Нет вопросов, что крейсерская яхта с каютами лучше, однако есть и у нее недостатки. Все, что нам нужно, так это промчаться по гребням волн, ощутить соленые брызги на лице и согреть кровь ощущением опасности, даже если ее на самом деле и нет.
Разумеется, что всегда были огромные надувные лодки, от которых веяло духом необыкновенности, в том числе от серий "Phantom" и "Ring". Однако они были какие-то неуютные, неуклюжие, подстать своим именам типа "Ликвидатор" или "Пахарь", угловатыми буквами написанным на крутых бортах. Создавалось такое впечатление, что сначала нужно было научиться провинциальному сленгу и освоить профессию землепашца, прежде чем можно было рассчитывать быть принятым в общество владельцев крупных надувных RIB-лодок.
Затем появились 5-метровые лодки "Flatacraft", "Humber" и "Avon", которые имели вполне пристойный дизайн и удачную компоновку внутреннего пространства, благодаря чему эти лодки стали широко использоваться ныряльщиками. Особенно полюбились мастерам дайвинга модели "Force 5", "Attaque" и "Searider".
В конце восьмидесятых годов считалось вполне достаточным иметь на корме 5-метровой RIB-лодки пару 40-сильных подвесных моторов. Такие лодки обычно имели усиленные резинотканевые накладки на бортах, защищающие от повреждений различным снаряжением ныряльщика - трубками, отягощениями, аквалангом - во время спуска в воду. Стало очевидно, что эти небольшие суда совсем не игрушки для воскресной прогулки по пруду, а универсальные, маневренные и непотопляемые площадки с очень низким центром тяжести, обладающие возможностями джипа и, что еще более важно - исключительной остойчивостью.
Затем некоторые удальцы поставили на RIB-лодку автомобильный двигатель типа V8. Мощности хватило, чтобы заставить любую надувную лодку просто летать!
Наступил момент, когда появились 8-метровые RIB-лодки. Одновременно, благодаря усилиям "Volvo" и "Mercruiser", сформировался ряд отличных моторов, так что речь уже шла не о возможности найти подходящий товар, а о финансовых возможностях мореходов.
Проблемы, с которыми вскоре столкнулись изготовители моторов, произошли оттого, что на легкой лодке мощный мотор буквально болтался на транце несколько часов подряд.

RIB-лодки могли устойчиво держать скорость более 50 узлов в час, тогда как традиционные подвесные моторы уже не были способны на такое - не выдерживали редукторы. Да и представьте себе, захотелось ли бы кому-либо заниматься производством автомобилей, если бы вдруг все начали гонять на скорости в 140 км/ч по буеракам на каком-нибудь "Форд Мондео" или на "Опеле Астра"?
В общем, не то чтобы я уж стал сильно сочувствовать несчастным изготовителям лодочных моторов, пытающихся удовлетворить наши сумасбродные желания, но теперь я могу понять, почему лодочные моторы стоят так дорого: владельцы будут их беречь! (предвижу жалобы в печати на мою меркантильность).
Итак, что же хорошего в так называемых "штерн-драйвах", которым уже традиционно называется то, что можно было бы смело называть "кормовым приводом"?
Во-первых, стационарный мотор размещается внутри корпуса лодки. Это огромный плюс. И не только потому, что размеры лодочного двигателя уже давно напоминают средний автомобильный мотор, благодаря чему понятнее становятся фразы типы "его нужно подмазать, залить и заправить". Закрытый ящикоподобным кожухом, мотор работает устойчиво и не портит элегантного вида, которым обладают практически все большие RIB-лодки. Доступ к мотору очень прост, благодарячему и уход за мотором несложен.

Отсюда следует еще одно достоинство, вполне странное, что стационарный мотор может иметь компоновку, обеспечивающую несколько большую мощность, чем у таких же размеров подвесного мотора. И, разумеется, для встроенного мотора понятие предельных размеров не является проблемой, так что можно на моторы навесить всякие полезные примочки вроде обогатителей и форсажа. Это да!
И все-таки встроенным моторам никогда не удастся вытеснить подвесных "братьев" с прилавков магазинов. Прежде всего, потому, что большинство встроенных моторов - это просто адаптированные автомобильные двигатели: фирмы "Yanmar" и "Yamaha" используют мотор от известного джипа "Toyota Land Cruiser", не слишком задумываясь о комфорте при размещении его в лодке.

Болтовое крепление формы мотора "General Motors V6", используемого компанией "Mercruiser", затрудняет доступ к мотору снизу. Это не слишком хорошо - любой механик Вам скажет, почему.

Кроме того, встроенные моторы - тяжелы, потому что большинство из них имеют чугунные блоки цилиндров, что, в общем, весьма увеличивает расход горючего. Кроме того, поскольку кормовой привод все-таки находится в воде (привет подвесным моторам!), то коррозия не оставляет и встроенные моторы. Поскольку кормовые приводы обычно могут подниматься из воды, точно как и подвесные моторы, пользователю следует самому позаботиться об уходе за этой важной частью своего судна.
И, в заключение, никуда не деться от необходимости пожертвовать столь ценным местом внутри лодки, которое отводится под урчащий ящик. Даже компактный вариант потребует метра полтора пространства, хотя это не совсем потерянное пространство, потому что на моторе обычно ставятся сиденья или делается рабочий стол.
Переходя к выбору моторов, признаюсь, что не могу брать на себя смелость давать точные советы, однако я слышал много интересных рассказов обладателей стационарных моторов, не пересказать которые Вам было бы непростительно.

Хотя


моторы "Mercruiser" и "Volvo" имеют много поклонников, но их исключительная мощность и нагрузки, действующие на больших скоростях на кормовые приводы, приводят к ослаблению креплений моторов на некоторых моделях судов. Требуется дополнительное крепление не только к днищу, но и самого кормового привода - к моторному блоку, что не совсем облегчает жизни их владельцев. Следовало бы изготовителям обратить на это внимание.
Однако, дизельный мотор "Mercruiser D-Tronic" - это один из лучших моторов на сегодняшний день, обладающий исключительной мощностью и экономичностью и, во многих отношениях его вполне можно назвать мотором нового тысячелетия. Можно установить одновинтовой или двухвинтовой кормовой привод, а двигатель работает почти без дыма и выхлопа. Запчасти к нему недороги, хотя это совсем не тот мотор, о котором когда-то говорили, что их можно ремонтировать "зубилом и кувалдой".


Исключительные возможности двигателей "Mercruiser" происходят не только из-за их особой управляемости (фраза взята из фирменного "Руководства пользователя), но из-за широчайшего набора кормовых приводов, которыми эти моторы можно комплектовать. Начиная с явно устаревшего привода "Alpha" до шести моделей кормовых приводов, которые могут работать с моторами мощностью до 1000 л.с., конструкторы этой фирмы готовы удовлетворить любые Ваши желания.
Перепачкав много комбинезонов в масле, я имею право решить, что кормовые приводы производства "Volvo" по праву имеют множество поклонников, благодаря чему они получили немало лавров. Может быть, даже слишком много, поскольку в последнее время конструкторы "Volvo" дошли уже в полном смысле до "ручки". К примеру, они внедрили кабель управления, который связывает шлем водителя с переменным сопротивлением (потенциометром, который является электронной коробкой), управляющим при помощи пучка проводов другим блоком электроники, управляющим работой самого мотора. Почему бы просто прямо не связать шлем водителя с мотором, можно спросить, ну да Вам-то, какая разница? Ваше дело не вопросы задавать, а деньги платить.
И все-таки нет смысла унывать, когда на рынке есть такие квалифицированные монстры, как "Mercruiser", предлагающие обширную гамму бензиновых и дизельных моторов. Или вот новехонький "Volvo DPX 600" - если бы взгляд мог убивать, то этот мотор косил бы народ направо и налево. В нем сила 560 лошадей! Хорошо бы его на мой "Ballistic" поставить…
Давайте взглянем на блок управления, созданный для дизельного двигателя "Volvo". Убиться можно! Ничего не понимаю на этой картинке…
Парадокс сегодняшнего дня состоит в том, что бедная электроника, которую мы так бережно защищаем от воды, призвана заменить нас в море, нас, которые ничего так не любят, как море! И изделия "Volvo" еще никто не осмелился назвать бедными, т.е. дешевыми.
Одно колоссальное достоинство встроенных моторов "Volvo" - их неисчерпаемый перечень. Мне как-то не хотелось тратить массу времени на простой подсчет версий шведских моторов, однако нет на свете такого судна или лодки, для которой не нашелся бы подходящий мотор "Volvo". Как и у "Mercruiser", имеется возможность заказать одно- или двухвинтовой кормовой привод, вплоть до того, что один винт может вращаться в одну сторону, в то время как другой винт будет вращаться в другую сторону. Это еще зачем? Двухвинтовая схема обеспечивает хорошее ускорение, предотвращает увод судна с прямой линии движения и дает хороший заработок механику, который возьмется ремонтировать кормовой привод после столкновения с топляком. На самом деле, лучше быть здоровым и богатым…
Разумеется, "Volvo" дает трехлетнюю гарантию на свои моторы, но будьте внимательны - у их гарантийных обязательств очень жесткие условия! Да, я забыл сказать, что "Volvo" рекомендует менять приводные ремни раз в год именно только в своих сервис-центрах. Уважая квалификацию инженеров "Volvo", я предпочелбы обращаться к ним раз в 5-10 лет.

Теперь давайте взглянем на новичков рынка встроенных моторов - "Yanmar" и "Yamaha", которые производят только дизельные моторы.

"Yamaha" выпускает только две модели - четырехцилиндровые моторы ME370 мощностью в 165 л.с. и ME420 в 240 л.с. Эти моторы поставляются с кормовым приводом разработки самой "Yamaha". "Yanmar" предлагает 5 различных моделей стационарных моторов мощностью от 150 до 300 л.с., к каждому из которых могут подойти кормовые приводы "Bravo 1", "2" или "3", изготавливаемые компанией "Mercruiser".

Я провел много приятных часов, находясь на борту катера, приводимого в движение мотором "ME420", однако и я, и владелец мотора хорошо запомнили текущие прокладки, глохнущий стартер и стук пальцев, которые требуют регулировки значительно чаще, чем это рекомендуется инструкцией.

Я слышал и сказки о его перегревающемся кормовом приводе, для охлаждения которого достаточно полить кожух водой. Приятно знать, что кругом полно "чайников", кроме меня. Как бы там ни было, но это очень мощный мотор, и именно с ним 8-метровый "Badgers Mist" взял и до сих пор удерживает рекорд скорости на гонках вокруг Британских островов для лодок короче 10 м.
Приятно, кроме того, ощущать плавность работы этого мотора и его практическую бесшумность на самых быстрых оборотах. У мотора прекрасные показатели экономичности потребления топлива. А прочность его конструкции достойна всяческого подражания.
В заключение моего научного исследования состояния дел на рынке кормовых приводов, я хотел бы обратиться ко всем обладателям упомянутых, или других, встроенных моторов с просьбой поделиться своими впечатлениями о работе кормовых приводов.
У Вас должен возникнуть вопрос: почему у ныряльщиков дыхательные трубки загнуты назад? Да потому, что иначе они цеплялись бы за потолок! Вот.


Перевод статьи Энди Кларка, опубликованной в журнале RIB-International, выполнен Павлом Дмитриевым.



 
Акела промахнулся...
Суперотзыв на "супертест" под названием "суперкрест на "супертест"
Английские эксперты тестируют Selva
Итальянское чудо .Salpa 20.5 – круизное судно для проведения отпуска семьей
В чем же причины растущей популярности этого класса судов
Приобретая подержанную надувную RIB лодку...
Ремонт надувной лодки. Мнение специалиста
Штерн-драйвы. Обзор кормовых приводов.
Итальянское малое судостроение на подъеме
Надувные лодки 2020 года. Что будет через 20 лет?


Штерн-драйвы. Обзор кормовых приводов. Рейтинг: 4.28 Отзывов: 0