Производители надувнушек на распутье

В гонке за новыми технологиями изготовления жестких днищ надувных RIB лодок некоторые компании безнадежно отстают.
«Комментарии преждевременны, но для нас это будет очень интересный эксперимент», — сказал Дэвид Бритл, управляющий директор компании «Henshaw Inflatables».
Изготовители надувных лодок с жестким днищем (RIB-лодки) ведут изнурительную гонку на выживание в попытке радикально улучшить эксплуатационные характеристики своих изделий и повысить их комфортность. Те, кто не смогут решить эту проблему, гонку проиграют и неизбежно потеряют свою долю рынка.
Испытываются новые, более прочные и менее гигроскопичные, материалы для баллонов. В качестве примера можно отметить запатентованную разработку итальянской компании «Novamarine S.p.A.», получившую туманное, но громкое название «Сверхтехнологичный генератор» (TUG).
Технология TUG предполагает нанесение внешнего полиуретанового покрытия на толстый внутренний слой полиэтилена, что обеспечивает устойчивость материала на разрыв при 80%-ных сжимающих деформациях, с мгновенным и полным восстановлением деформированного материала после снятия нагрузки.
Представители «Novamarine» утверждают, что баллоны, изготовленные по технологии TUG, сохраняют все достоинства традиционных надувных лодочных баллонов при повышенных деформационных нагрузках. Особое внимание обращается на улучшение использования внутреннего пространства судна с новыми баллонами.
Другие компании не согласны, что совершенствование конструкции баллонов — правильный путь к будущим конструкциям надувных лодок. Хозе Абийон, управляющий директор компании «Valiant Advanced Inflatable Boats», занимающейся производством прогулочных лодок, указывает на то, что с точки зрения безопасности на воде — традиционные гибкие надувные баллоны предпочтительнее полужестких конструкций.
Однако, поиск более жестких материалов для улучшения дизайна внутреннего пространства надувных лодок — реальное требование рынка. Эволюция RIB-лодок от недорогих и сравнительно простых по конструкции резиновых «надувнушек» к высокотехнологичным, полноценным судам, является общей тенденцией малого судостроения. Размер, комфортность и эксплуатационные характеристики лодок на сегодняшнем рынке имеют решающее значение.

Производители озадачены

Несмотря на то, что многие владельцы RIB-лодок, по-прежнему, во главу угла ставят возможность компактного складывания для экономичного хранения своих надувных судов, изготовители все непрерывно расширяют предложение баллонов из жестких материалов. Последние модели лодок снабжены баллонами, которые изготовлены из более жесткого материала, который сохраняет практически неизменным объем баллонов,как при нагнетании, так и при стравливании воздуха.
Для таких RIB-лодок наличие воздуха в баллонах становится гарантией повышенной плавучести, обеспечивая исключительную безопасность плавания. Это вообще справедливо для любого судна, несущего кольцо наполненных воздухом баллонов.
Сторонники двух основных материалов, используемых сейчас для изготовления надувных лодок — поливинилхлорида (ПВХ) и неопренового хипалона — приводят веские аргументы в пользу каждого из типов. Большая часть специалистов признает большую долговечность хипалона, тогда как достоинством ПВХ является возможность горячего «склеивания», позволяющего всю лодку сделать бесшовной. Это удешевляет производство и упрощает эксплуатацию.
Александра Хайер, управляющий директор по маркетингу внесуэльской компании «AB Inflatables-Artigiana Battelli», полагает, что если не учитывать проблемы производителя, изделия из хипалона несравненно предпочтительнее. Она указывает на то, что крупнейший в мире производитель надувных лодок — французская компания «Groupe Zodiac», защищающая достоинства ПВХ, сама использует баллоны из хипалона для производства коммерческих и военных судов.
Одно совершенно ясно: если проткнуть наполненный воздухом баллон, изготовленный из любого материала, лодка быстро теряет плавучесть и управляемость, и вообще может утонуть.

Лодки с наполненными воздухом баллонами из жесткого материала можно назвать «жесткими поплавковыми лодками» (RBB). Баллоны из стеклоткани или алюминия можно склеивать или сваривать с днищем из этого же материала, создавая небольшое жесткое судно исключительной плавучести, даже по сравнению с лодками из сочетания гибких надувных баллонов и жесткого днища. К RBB-лодке легко что-нибудь прикрепить, привинтить, приклеить, чего нельзя сделать с обычными гибкими баллонами.
Стеклопластики более стойки к трещинам по сравнению с алюминием, однако, оба эти материала прекрасно противостоят проколам. Даже непрофессионал может отремонтировать стеклопластиковое изделие.
К настоящему времени выпущено уже много цельно-алюминиевых RBB-лодок, прежде всего — для рабочих нужд. Но этот тип лодок практически не пользуется спросом у населения, желающего иметь легкое прогулочное судно.
Управляющий директор английской компании «Thanetcraft» Джон Армстронг полагает, что основной причиной низкой популярности RBB-лодок является трудоемкость и дороговизна создания элегантных, но жестких поплавковых труб (баллонов) и корпусов. Большинство элементов плавучести для RBB-лодок изготавливаются без всякого внимания к их внешнему виду и не имеют обтекаемых форм. Скорее, они похожи на случайным образом собранные уголки и трубки.
Тем не менее, надеется Армстронг, рост интереса к удобным и просторным прогулочным RIB-лодкам может побудить производителей повернуться лицом к технологиям, где стоимость производства не является определяющим фактором.
Отдельная тема — приятные на вид, жесткие поплавковые суда, формой напоминающие небольшие настоящие суда, которые изготавливаются из полиэтилена методом выклейки по шаблону. Популярность такого типа судов заметно растет.
Выклеенные по шаблону разъездные «кораблики» и формой и размерами очень напоминают обычные RIB-лодки, однако Лоренцо Сельва, управляющий директор носящей его имя итальянской компании «Selva S.p.A.», выпускающей надувные RIB-лодки длиной от 2,3 до 7 м, убежден в том, что «это не конкуренты настоящим RIB-лодкам и никогда конкурентами не будут».
Сельва оставляет за полиэтиленовыми лодками место на рынке жестких поплавковых лодок, признавая дешевизну их изготовления, хорошую плавучесть и прочность.

Много проблем?
Основной недостаток жесткого наполненного воздухом баллона — неспособность к выполнению другой важнейшей функции надувных поплавков — того, что создатель первоклассных гоночных судов Фабио Буцци называет «амортизацией».
Буцци указывает на органически присущее гибким оболочкам свойство гасить удары волн, что придает хорошо спроектированной RIB-лодкедополнительную остойчивость и облегчает, делает безопаснее плавание по бурным морским водам.
На рынке можно встретить полужесткие баллоны. Это наполненные пеной трубы, покрытые упругими составами.
Известным спросом суда с полужесткими баллонами пользуются у портовых работников и у ныряльщиков. Эти суда имеют высокое сопротивление истиранию, что особенно важно, если RIB-лодка много времени проводит в непосредственном контакте с бортом «материнского» судна.
Хозе Абийон из компании «Valiant» заявляет, что гибкие трубы надувных лодок дают больше простора творческой мысли дизайнеров и, что очень важно, «на мягком — удобнее сидеть». Он согласен с Буцци в оценке амортизирующих свойств гибких труб надувных лодок.
Компания «Henshaw Inflatables», ведущий в Англии производитель баллонов для надувных лодок, в настоящее время изготавливает комбинированные баллоны для 15-метровой RIB-лодки, строящейся на верфи «Damen Shipyards» в Голландии. Баллоны состоят из гибкого внутреннего баллона (цилиндра), покрытого слоем пены толщиной 80 мм и внешней оболочки (баллона) из неопрена и / или хипалона.
«Комментарии преждевременны, но для нас это будет очень интересный эксперимент», — сказал Дэвид Бритл, управляющий директор компании «Henshaw».


Перевод статьи Мерина Мартина выполнен Павлом Дмитриевым

Рыбалка в Украине
Добавить комментарий