Мотор мотору — рознь

Мотор мотору - розньПопулярность двухтактных двигателей не вызывает никаких сомнений. Ужесточение экологических требований, жесткая конкуренция среди двух- и четырехтактных двигателей привела к созданию двух принципиально новых систем управления сгоранием топлива — Ficht и Optimax. Yamaha уже, также, представила собственную модель двигателя с прямым впрыском топлива, а Suzuki, вроде бы, собирается приобщиться к системе Ficht.

К концу 90-х годов, весьма совершенные двухтактные моторы, стало возможным встретить и на мотоцикле, и на катере. Владельцы двухтактных двигателей очень довольны — нет проблем с запуском двигателя, а его обслуживание не является чем-то глобально сложным и может производиться чуть ли не в домашних условиях. Лёгкость и простота принципа работы двухтактных моторов позволили им выжить в жесткой конкуренции с четырёхтактными собратьями. В последние годы, промелькнуло несколько сообщений в автомобильных журналах о том, что корпорация Крайслер испытывает несколько моделей двухтактных двигателей для установки на свои автомобили.
Даже знаменитая природоохранная организация «Гринпис», ведущая полномасштабную борьбу также и против загрязнения водоемов, на своих катерах использует двухтактные подвесные моторы. А это — то же является доказательством превосходных эксплуатационных качеств лодочных двухтактных моторов.
С другой стороны, каждый владелец двигателя привык внимательно следить за уровнем топлива в баке и уже давно предпочитает моторы наиболее совершенные, причем не только экономичные, но также и экологичные.
Таким образом, сейчас как для производителя, так и для пользователя, нет выбора: лодочный мотор должен минимально загрязнять внешнюю среду, сжигая меньшее количество горючего полностью. Рынок требует мощного и «чистого» лодочного мотора.
И вот был изобретен мотор с прямым впрыском. Одним из пионеров нового технического решения стала компания «Mercury Marine». У новой разработки «Mercury Optimax» горючее подается непосредственно в камеру сгорания (цилиндр). Преимущества прямого впрыска очевидны, однако возникают новые проблемы: как обеспечить подачу масла и настроить поточнее форсунки?

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Способ эффективной подачи надлежащего количества масла в двухтактный лодочный мотор найден производителями уже достаточно давно в виде механизма дозирования. Он автоматически впрыскивает необходимое количество масла в топливную смесь с учетом положения регулятора газа, предотвращая тем самым возможность выброса из цилиндров мотора несгоревшего топлива. Такого рода механизм реализуется в подвесных моторах в виде блока электронного управления. У любого поставщика найдётся мотор такого типа, будь то, например, «Mariner 30EO» или «Selva 50EOI».
Давайте согласимся, что любая регулировка подачи масла, в том числе и компьютерная — предпочтительнее случая, когда масло льётся в мотор полной струёй. Мы уже привыкли доверять электронике и в более ответственных случаях.
Настройка форсунок впрыска, впрочем, сама по себе не слишком простая техническая задача. Однако конструкторы обещают, что управляемая электроникой подача масла в мотор учтёт и неточности настройки форсунок. Звучит прекрасно, не правда ли?
Уже в своих первых публикациях Энди Кларк предполагал, что длительная эксплуатация с различными нагрузками, вызовет серьезные проблемы с регулировкой системы прямого впрыска топлива на «Mercury Optimax». Подтверждением его слов могут служить многочисленные публикации об установке на последние модели Optimax дополнительного компьютера. Новый компьютер, естественно, серьезно помогает владельцу получать текущую информацию о состоянии мотора и, косвенно, позволяет осуществлять его диагностику и настройку. Однако, цена на двигатель с этой компьютерной начинкой, стала еще больше, а ремонт новой системы на воде, по-прежнему маловероятен.
Какой выход? Своевременный технический осмотр в специализированных мастерских!

КАКАЯ СИСТЕМА ЛУЧШЕ?
Сейчас имеются два главных участника сражения за звание лучшей системы управления сжиганием топлива в двухтактных моторах: система Ficht, устанавливаемая на моторах торговой марки Johnson/Evinrude и система Optimax, производимая компанией Mercury/Mariner. Сами по себе названия систем ничего не означают, и вряд ли изготовители хотели красивыми именами завлечь потенциальных покупателей.
Но, принципы работы обеих систем достаточно интересны,а потому мы постараемся в них разобраться. Дело стоит того.

Обе системы управления решают одинаковые ключевые задачи: подачу под высоким давлением нужной порции топливной смеси в точно определенный момент времени, рассчитанный с учетом реальной температуры работающего двигателя, положения регулятора газа и атмосферного давления, причём только после полного закрытия выхлопного отверстия. При этом, ни капли масла не должно быть выброшено вместе с выхлопными газами в конце такта.
Достигаются поставленные задачи различными способами:
В системе Ficht: некоторое количество горючего впрыскивается в камеру сгорания под таким высоким давлением, что топливо распыляется на молекулы в воздухе, который всасывается в цилиндр через открывающийся клапан. Вся система Ficht состоит из 13 компонентов, в том числе 6 инжекторов, 2 топливопровода, 2 топливных насоса и мембраны, разделяющей воздух и распыленное топливо, фильтр и старой, проверенной жизнью системы электронной регулировки зажиганием ECM.
В системе Optimax пространство в цилиндре над поднимающимся поршнем наполняется сжатым воздухом, в который впрыскивается сжатое топливо. В заданный момент времени смесь воспламеняется. Такое несложное, на первый взгляд отличие, привело к тому, что система Optimax имеет вдвое больше компонентов по сравнению с системой Ficht. Эти 26 компонентов включают в себя 6 инжекторов сжатого воздуха, 6 топливных инжекторов, 3 топливных насоса, устройство охлаждения топлива, компрессор, 2 топливопровода, фильтр, приводной ремень с натяжным устройством, электронный регулятор зажигания ECM и 3 компенсатора давления.
Возможно покажется, что наличие такого количества деталей не совсем оправдано. Но, не нужно забывать, что эти системы установливаются пока только на 6-ти циллиндровые двигатели.
Моторы с Optimax и с Ficht работают ровно, содержание вредных выхлопов сравнимо с современными четырехтактными двигателями. Мощность обоих моторов соответствует заявленной, управление — надёжное. Вес моторов — в пределах разумного и соответствует родственным моторам. А вот потребление топлива радикально уменьшено по сравнению с моторами, имеющими традиционную конструкцию и уже сейчас практически такое же, как у четырехтактников. Причем, конструкторы из «Mercury Marine» говорят, что это не предел.
Есть все основания предсказать большую конкуренцию среди изготовителей лодочных моторов за право внедрения новейших способов экономичного расходования топлива. Наверняка, победа будет за тем производителем, который сможет сделать систему управления сжиганием топлива настолько компактной, чтобы её можно было устанавливать на моторах мощностью менее 25 л.с. Ведь более 90% всех эксплуатируемых подвесных моторов имеют именно такую мощность. Поскольку система Ficht имеет меньше деталей, то она потенциально позволяет компании Johnson/Evinrude лидировать в неофициальном соревновании систем управлениясжиганием топлива, но это не факт. Важным показателем правильности работы мотора всегда был срок службы свечей зажигания и моторесурс. Потребуется время, чтобы сопоставить работоспособность обеих систем по этим показателям.
Так что же случится, когда одна из систем управления сжиганием топлива победит в соревновании на рынке? Значит ли это, что победит лучшая система?
К любому серьёзному делу следует относиться без излишней предвзятости, ведь и Ficht, и Optimax создавались прежде всего для облегчения жизни людей.
Другие производители лодочных моторов, не отстают и последние успехи Yamaha — прямое тому подтверждение.
Проблема сегодняшнего дня, наверное, заключается в другом. Да, мы видим достаточного количество подвесных двигателей с прямым впрыском топлива. Однако, даже если основываться на последних пресс-релизах фирм производителей, то в ближайшие годы трудно прогнозировать появление аналогичного двигателя с мощностью, скажем, в пять лошадиных сил.
В общем, поживём — увидим. Можно только порадоваться, что разработчики и Ficht и Optimax устанавливают эти системы только на большие двигатели, мощностью 150-250 л.с. Поэтому большинство пользователей средних моторов может спокойно дождаться результатов испытаний новейших систем вспрыска и дожигания топлива, не подвергая неоправданному риску свой кошелек.

Павел Дмитриев. Статья написана по материалам публикаций Энди Кларка в журнале RIB и интернет.

Рыбалка в Украине
Добавить комментарий