Рыбалка в Украине

Пластмассовая лодка "Нептун"

В июне 1976 г, в соревнованиях на приз сборника "Катера и яхты" в г. Херсоне принял участие опытный образец новой пластмассовой мотолодки "Нептун-3", представляющей дальнейшее развитие широко популярного "Нептуна". Можно напомнить, что эта лодка серийно выпускалась с 1971г. Сосновским судостроительным заводом по проекту, разработанному ЦКБ "Нептун". В № 47 сборника была напечатана статья "За рулем мотолодки "Нептун", в которой давался подробный разбор ее эксплуатационных качеств. Отмечались, в частности, недостаточные размеры кокпита и комфортабельность, отсутствие сухих багажников, неудачная конструкция сидений, плохое качество тента и привального бруса. С учетом отзывов потребителей авторы проекта и работники завода усилили конструкцию корпуса и откорректировали чертежи лодки - появилась промежуточная модель "Нептун-2". За прошедшие годы было выпущено около 6000 лодок обеих модификаций. Работа по совершенствованию проекта продолжалась, В связи с освоением нашей промышленностью новых, более мощных моделей 23- 20- и 30-сильных подвесных моторов выявилась необходимость увеличить допускаемую для установки на "Нептун" мощность с 40 до 50л.с. Потребовалось соответственно увеличить высоту борта, подкрепить транец для возможности установки двух тяжелых моторов. Конструкторы, учитывая пожелания покупателей и владельцев "Нептунов" прежних моделей, постарались сделать новый "Нептун-3" более комфортабельным - лучше приспособленным для эксплуатации как во время коротких прогулочных выходов, так и в туристских плаваниях. При этом имелось в виду, что улучшенная модель не должна существенным образом отличаться от серийного "Нептуна-2" ни по весу, ни по стоимости. Коротко о новой мотолодке уже рассказывалось в №63. Сейчас осваивается ее производство на том же Сосновском заводе (вместо "Нептуна-2") и можно более подробно осветить особенности третьей модели. Как показывает сравнение размерений (см, таблицу), новая лодка несколько больше: на 0,18 м длиннее, на 0,21м шире - и главное - на 0,22м выше. Поскольку в принципе "Нептун-2" обладает неплохими скоростными и мореходными качествами обводы днища оставлены в основном без изменений. В то же время была проделана значительная работа по обеспечению выхода лодки с полной нагрузкой на глиссирование под наиболее популярным сейчас подвесным мотором "Нептун-23", т.е. при удельной нагрузке 26кг/л.с.: изменено положение линии скулы, ликвидирован отгиб днища вверх у транца. На испытаниях опытный образец лодки с "исправленными" таким образом обводами с полной нагрузкой под одним мотором "Нептун-23" ("белый" винт; H=220мм) уверенно выходил на глиссирование, показывая при этом скорость 30км/ч. С одним водителем на борту максимальная скорость достигла 39,5км/ч. (Напомним, что на испытаниях "Нептуна-2" с таким же мотором и винтом при нагрузке 400кг скорости составила 26км/ч, при нагрузке 313кг - 30,6км/ч, максимальная с одним водителем - 38,8км/ч.) С 30-сильным мотором "Вихрь-30Р" наш "Нептун-3" с полной нагрузкой прошел мерную милю со средней скоростью 35,6км/ч. Можно полагать, что такие ходовые качества удовлетворятлюбителей дальних спортивных плаваний. Существенно изменился вид корпуса выше скулы. Благодаря небольшому развалу бортовых ветвей шпангоутов и увеличению высоты борта возросла ширина мотолодки Появился слом по бортам, играющий роль брызгоотбойника и повышающий жесткость обшивки. Кокпит стал намного просторнее, так как уменьшились и длина носовой палубы и длина подмоторной ниши. В кокпите теперь свободно размещаются пять человек (в прогулочном варианте использования). Если раньше при выходе на глиссирование из-за короткого кокпита не удавалось обеспечить необходимое смещение в нос центра тяжести мотолодки, то теперь, регулируя положение пассажиров, можно получить оптимальную центровку. Появилась и возможность оборудовать удобные спальные места: сиденья выполнены в виде боковых продольных рундуков, стенки которых конструктивно играют роль мощных продольных связей. Остается свободным проход к подвесному мотору; рундуки вместительны и удобны для размещения снабжения и багажа пассажиров, в них свободно умещаются и рыболовные принадлежности. Длина рундука с уложенной в качестве изголовья спинкой более двух метров, ширина - 0,55м. Если непривычная посадка боком к направлению движения покажется пассажирам неудобной, они могут сесть и лицом вперед: для этой цели лодка комплектуется съемной поперечной банкой, которая укладывается в соответствующие углубления в углах продольных сидений. Сохранение того же веса при увеличении размеров достигнуто за счет более рационального использования материала. Прочность и жесткость днища


обеспечиваютсяне столько толщиной обшивки, сколько применением продольного и поперечного набора, важными узлами которого являются продольные рундуки, носовая и кормовая переборки. Свою "долю" в экономии веса дали уменьшение площади палубы и применение продольных гофров. Общий расход стекломатериалов, идущих на постройку "Нептуна-3", остался на уровне существующего для "Нептуна-2". Прочность корпуса проверена проведением ресурсных испытаний мотолодки. Справедливости ради отметим, что на опытном образце "Нептуна-3", участвовавшем в соревнованиях в Херсоне, были зарегистрированы повреждения корпуса, когда во время маршрутной гонки лодке пришлось встретиться с волной, вдвое большей, чем расчетная (0,75 м для 5-го типа по ГОСТ 19105-73). Самое существенное из повреждений - поломка кормовой переборки, как выяснилось, было следствием небрежной сборки корпуса: переборка оказалась плохо приклеенной к обшивке и палубе. Однако конструкторы учли и этот печальный опыт - внесли необходимые усовершенствования в конструкцию соединений. Большое внимание уделено отработке внешнего вида новой мотолодки. Разрабатывались два варианта архитектурного решения - с прямоугольным и с изогнутым панорамным ветровым стеклом. Межведомственная комиссия рекомендовала к применению второй вариант. Преемственность внешнего вида "Нептунов" подчеркнута архитектурой носовой части лодки и, в частности, тем, что на палубе сохранена средняя полоса с мелкими гофрами. Появление багажного отсека, отделенного от кокпита носовой переборкой, является несомненным преимуществом по сравнению с прежней моделью. Доступ в него через палубный люк достаточно удобен. Здесь можно будет хранить редко используемое туристское снаряжение (палатку, спальные мешки, теплые вещи и т.п.), кроме того, здесь на стоянке могут быть заперты матрацы сидений и съемные стенки. Опущенный вниз столик-крышка, расположенный па кормовой переборке, выгораживает пространство под моторной нишей, предназначенное для хранения бензобаков, канистр, инструмента, и также может быть закрыт на замок. Два отверстия в столике, служащие для вентиляции отсека с бензобаками, оформлены в виде гнезд, в которые можно поставить стаканы или бутылку. Сохранено и несколько увеличено углубление в палубе под ветровым стеклом; сюда можно положить флаг-отмашку, фонарь и т.п. Кроме того имеется еще одна защищенная от дождя и брызг ниша-полочка - под носовым комингсом кокпита. Здесь удобно хранить такие боящиеся воды вещи, как спички, карта, фотоаппарат и др.; достать их водитель может, протянув руку. На кормовых стенках съемных спинок сделаны оттягивающиеся "карманы" для различных мелких легко теряющихся предметов. Мотолодка комплектуется дистанционным управлением производства Калужского турбинного завода. Рукоятка ДУ газом и реверсом может быть закреплена на специальном кронштейне, установленном на продольном рундуке сбоку от водителя. Кронштейн имеет дополнительную планку для установки второго комплекта ДУ при использовании спаренных моторов. Рядом с водителем находится маленький пульт включения-выключения ходовых огней и зажигания мотора.Схема


предусматривает подключение ходовых огней к системе освещения подвесного мотора. Сами огни расположены позади водителя и благодаря этому не мешают ему при ходе в сумерках. Кормовой огонь лодка несет на выдвижной штанге, установленной в кормовой части подмоторной ниши. Высота от сидений до верхнего полотнища тента около 950-900мм, так что можно свободно выходить и садиться в лодку при поставленном тенте. Имеются боковые и кормовое окна из морозоустойчивой прозрачной пленки, а также клапан на кормовой стенке, позволяющий обслуживать мотор. Сложенный по-походному тент (предусмотрен чехол) укладывается на кормовую часть палубы. "Нептун-3" оборудован сливной пробкой оригинальной конструкции и съемными сланями, так что поддержание чистоты в лодке не будет проблемой. Для изготовления привального бруса предусмотрено использовать новый пластиковый профиль, сохраняющий эластичность при изменении температуры. Непотопляемость и аварийная остойчивость лодки обеспечиваются в соответствии с требованиями ГОСТ, 19105-73; применены блоки плавучести из пенопласта, размещенные под палубой в носу и в кормовой части продольных рундуков. На последней оптово-промышленной ярмарке представителями торговли были оформлены заявки на поставку (начиная с июня 1977г.) первых 500 лодок типа "Нептун-3" в торговую сеть. Надеемся, что новая мотолодка будет пользоваться успехом среди любителей водно-моторного туризма и отдыха на воде. ЦКБ "Нептун" будет благодарно за отзывы об эксплуатационных качествах третьего варианта лодки "Нептун".

 

Сравнительные данные двух моделей мотолодки "Нептун"

 
"Нептун-3"
"Нептун-2"
Длина наибольшая, м
4,21
4,03
Ширина наибольшая, м
1,80
1,59
Ширина по скуле на транце, м
1,42
1,29
Высота борта на миделе, м
0,87
0,65
Осадка ,в грузу, м
0,29
0,25
Килеватость днища на транце, град.
Вес (без мотора), кг
200
210
Полезная грузоподъемность, кг
400
400
Размеры кокпита, м
2,0х1,5
1,58х1,3
Максимальная допустимая мощность, л.с.
50
40


 
Korsar Komandor 470
Надувные лодки brig серии dingo
Пластмассовая лодка "Нептун"
Лодка "Лидер 370"
Как правильно выбрать резиновую лодку для ловли спиннингом
- Российские надувные лодки "Корсар"
Combat 430 от korsar
Надувные лодки brig серии baltic
Лодки "Mnev Co" Краб, Скат, Кайман, Мустанг
Лодки "quick silver" и "phoenix"


Пластмассовая лодка "Нептун" Рейтинг: 4.29 Отзывов: 0